Документы /

Так закалялся Басыгысов

С биос­прав­кой В.Басы­гы­сова
  • Автор:

    Бурнашова А.

  • Тип документа:

    Биосправка

  • Источник первичной публикации: BezFormata.Com
  • Источник получения документа: BezFormata.Com
  • Дата публикации документа:

    26.02.2016

SakhaLife.ru

1 марта Виталию Николаевичу БАСЫГЫСОВУ исполнится 70 лет. На его славную биографию приходятся послевоенное детство, трудовой путь от слесаря до начальника цеха алмазодобывающей обогатительной фабрики, победное участие в первых альтернативных выборах главы Мирнинского района (в общей сложности он семь лет возглавлял район в переломные и безденежные 90-е), избрание в два созыва Государственной Думы по одномандатному округу, руководство четвертым созывом Ил Тумэна.

Яркий представитель своего народа он является прекрасным примером для молодежи. В его же юные годы были свои путеводные звезды – сосед-фронтовик, первые учителя, Юрий Гагарин, наконец. «Никто не знал и не ведал, что многовековую цепочку быта и уклада жизни якутских сельчан предстоит прервать именно нашему поколению», — и с гордостью, и с удивлением отмечает он, делясь с нашими читателями сокровенными воспоминаниями из своего раннего детства.

— Мой родной Кудулаах, как и соседний Таас-Юрях, жил промысловой охотой и животноводством. Каждый охотник за сезон добывал от 400 до 600 белок. Плюс соболь, ондатра, горностай, даже куропатки, на которых и мы, пацаны, ставили петли, принимались госзаготовителями. Женское население ухаживало за скотом, коих по моим сегодняшним прикидкам, было не более тысячи голов, а оленей – в разы больше. У ребятишек своя норма – с третьего класса с меня, как и со всех, требовали выполнения плана заготовки сена. Так, у меня должно было получиться за сезон три тонны.

У каждого из нас и по хозяйству были свои обязанности – наколоть дров, занести и расколоть лед для питьевой воды, ухаживать за скотиной – все это было в порядке вещей даже для самых младших. Отца с матерью мы практически не видели – уходили они рано, а возвращались всегда очень поздно, ближе к полуночи. Тяжелый физический труд сопровождал колхозников всю жизнь, и мои родители, разумеется, не были исключением, причем у них были и свои общественные обязанности. Так что мы, дети, с малых лет умели делать по дому практически все.

Дед специально для меня смастерил маленькую берестяную лодочку, и я на ней проверял сети на озере. Сейчас, конечно, дико представить, что взрослые могут отпустить десятилетнего ребенка одного, на весьма неустойчивом и ненадежном сооружении, проверять улов. К слову, он нередко оказывался богатым, до краев заполняя мою маленькую лодку, и без того еле балансирующую. Или такого же возраста пацана отправить на оленях по тайге в деревню за продуктами, что находится в 15 километрах.

Вот таким образом, не ропща, жили и трудились испокон веков все без исключения: мои родители, их родители и далее. Тяжелые условия жизни вынуждали детей рано взрослеть и учиться брать на себя ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь своих братьев и сестер, односельчан, одноклассников.

Никто тогда не мог предположить, что эту многовековую цепочку быта и уклада жизни якутских сельчан предстоит прервать именно нашему поколению.
Вообще, мои предки по отцовской линии осели в этих местах в XVII веке. Именно здесь, уже в веке двадцатом, открыто крупнейшее в мире газовое месторождение Чаянда, отсюда берет исток «Сила Сибири», здесь сегодня средоточие крупнейших российских мегапроектов. А когда мальчишкой бегал по своим лугам, слова «газ» и «нефть» были в диковинку. Помню лишь, что все чаще стали приезжать бородатые мужчины «неизвестной наружности», которые все время что-то измеряли своими мудреными приборами. То были первые картографы, которые производили топографические съемки.

Я родился в 1946 году, в марте, почти через год после окончания Великой Отечественной. Однако с нашего поселка на войну не брали, колхоз «Кыым» считался достаточно зажиточным, и тогдашнее руководство приняло решение оставить всех мужчин на трудовом фронте. Непосредственно на фронт попали те молодые односельчане, что учились в Якутске. Многие Басыгысовы не вернулись с фронта, потому фамилия наша считается редкой в Якутии. А ведь невдалеке от Чаянды было даже поселение Басыгысовка, да только после войны некому туда стало возвращаться…

В 1953 году зачислили меня в первый класс, но не родном Кудулаахе, а уже в Таас-Юряхе, который располагался в десятке километров и, ввиду более выгодного расположения, считался перспективнее. Родители остались в своем поселении — отец охотился, мама всю свою короткую жизнь проработала дояркой.
Чувствовалось приближение новой жизни. За топографами подтянулись геологи, за ними и первые учителя из центральных регионов.

Мы, детвора, народ любопытный, и когда начали приезжать первые геологоразведочные экспедиции, потихоньку стали знакомиться с новыми людьми. Особенно интересовали диковинные приборы, к которым топографы иногда допускали ребятню. И винтовки хорошие у приезжих были, с отличными фабричными патронами. Очень мне нравились на вкус и сухофрукты, которыми угощали нас бородатые дяди. Из передач по радио я уже прознал, как производятся эти вкусности, примерно представлял, что именно, какой переработанный фрукт я ем и даже где, в каких краях, он произрастает.

С класса пятого у каждого мальчишки имелось свое собственное ружье, и осенью, по дороге в школу мы подстреливали тетерь-косачей. Весной ставили петли на куропаток, их в то время водилось столь много, что за один «обход» собирали аж до 50 штук. Разумеется, подобные объемы невозможно было осилить, так что пойманных куропаток замораживали и сдавали в сельпо в обмен на подходящие товары.

Обычно уже к годам 12-13 ребята отлично ориентировались на местности, заходя в тайгу на десятки километров.
В те же годы я пристрастился к чтению, и пронес эту привычку сквозь всю свою жизнь. Читал все, что попадалось на глаза. Книг было мало, и именно они были средством массовой информации для моего поколения, тоже своеобразными учителями и просветителями. По детской наивности, я был уверен, что все выпускающиеся в стране книги находятся в нашей школьной библиотеке, и очень удивился, увидев наяву и большие библиотеки, и большие города. Но это произойдет гораздо позже.

В 1959 году я впервые увидел Мирный. Помню, что несколько дней в преддверии важного события все одноклассники жили предвкушением от поездки в город, где построены «аж четырехэтажные дома». Нас, семиклассников повезли на экскурсию, и устроили, как сейчас назвали бы, ознакомительный тур. Карьер был тогда совсем маленький, но, помню, он произвел большое впечатление на деревенских ребят, ничего подобного в жизни не видевших. На обогатительной фабрике ознакомили с процессом, рассказали подробно, как добывается алмаз… Возвращались мы домой с твердым убеждением — станем горняками, будем работать в алмазодобыче.

…После семилетки дальше учиться можно было и в Мирном, и в Ленске, но лишь при одном условии. Поскольку школы были русскоязычные, нам, сельским ребятам, положено было отучиться еще раз в седьмом классе. Я еще один лишний год терять не захотел и поехал учиться в Беченчу, то есть там продолжил обучение в восьмом классе.

Условия оказались совершенно другими. Если в Таас-Юряхе в классе обучались всего семеро, то здесь уже больше 30. Мы, приехавшие из окрестных сел, жили в интернате. А это уже был свой собственный отдельный миропорядок. Мыли полы по очереди, топили печку, ездили за водой на лошадях, дежурили по очереди – словом, система Макаренко в действии.

У меня был свой, очень ответственный фронт работы. Я уполномочен был следить, чтобы в подвальной, где хранился собранный нами же урожай картофеля с капустой, в том числе и заквашенной самими интернатчиками, поддерживалась определенная температура. То есть своего рода заведующий котельной – должность весьма важная. Подкинув дров, я следил, чтобы все они выгорели дотла, не оставалось языков пламени, следов от голубого зарева, и только убедившись в полной безопасности, закрывал заслонку.

Взаимоотношения друг с другом были очень добрые, до сегодняшнего дня мы с большим уважением относимся друг к другу. Дух соперничества проявлялся в спорте. В школе я занимался всеми видами, которые культивировались в ту пору. В школьной волейбольной сборной — главный нападающий, в настольном теннисе — чемпион школы, достигал, без ложной скромности, успехов и в лыжных гонках, и в легкой атлетике и т.д. На ысыахе наша интернатская команда всегда оказывалась сильнее совхозных спортсменов, читай, взрослых людей. Практически у всех ребят физическая подготовка была отменной.

В целом развитие государства, как нам казалось, шло гигантскими шагами. Я думаю, по сравнению с той повальной неграмотностью, с тем, можно сказать, феодальным обществом, которое если я сам не застал, то мои родители, действительно, достижения были огромными за относительно короткий исторический период. Развитие науки и техники, машиностроения, введение в строй первого атомного ледокола «Ленин», космические полеты, первые баллистические ракеты, совершенствующаяся военная техника – все это было реальное подтверждение научно-технического прогресса, сопровождавшего 60-годы. В то же время массовое производство бытовой техники, автопром на деле находились в зачаточном состоянии по сравнению с иностранными аналогами, и это советские граждане также прекрасно «испытывали на себе». И все же ощущение, что мы впереди планеты всей по многим показателям, воодушевляло советский народ. Что уж говорить о юном поколении, с распахнутыми глазами вступающему во взрослый мир, где всегда есть место настоящим героическим поступкам, к которым мы были «всегда готовы!»…

Биографическая справка:
Дата рождения: 1 марта 1946 г.
Место рождения: с. Таас-Юрях Мирнинского района Якутской АССР
Образование: высшее
Специальность: горный инженер-технолог
Образование:
1966-1970 гг. – учёба в Свердловском горном институте по специальности «Горный инженер-технолог».
Трудовая деятельность:
Трудовую деятельность начал в системе ПНО «Якуталмаз» на алмазодобывающей обогатительной фабрике № 3 в г. Мирный:
1970-1978 гг. – слесарь, мастер, старший мастер, старший технолог алмазообогатительной фабрики № 3.
1978-1979 гг. – заместитель начальника техотдела рудника «Удачный».
1979-1983 гг. – начальник цеха обогащения, начальник цеха доводки, старший мастер алмазообогатительной фабрики № 3.
1983 г. – как инициативного специалиста и талантливого организатора В.Н. Басыгысова избирают секретарём партийного комитета предприятий объединения «Якуталмаз».
1986 г. – инструктор отдела промышленности Якутского обкома партии.
1990-1993 гг. – заместитель директора – управляющий делами Якутской республиканской ассоциации государственных предприятий и учреждений.
1993 г. – Указом Президента Республики Саха (Якутия) назначен главой администрации Мирнинского района.
1995 г. – население Мирнинского района избирает В.Н. Басыгысова главой администрации Мирнинского района.
19 декабря 1999 года избран депутатом Государственной Думы третьего созыва. С 26 января 2000 года – заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию, член комиссии по рассмотрению правовых вопросов пользования недрами на условиях раздела продукции.
7 декабря 2003 года вновь избран депутатом Государственной Думы ФС РФ по Якутскому одномандатному округу, председатель подкомитета, член Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию, член счётной комиссии. Входил в состав фракции «Единая Россия».
2 марта 2008 года избран народным депутатом Республики Саха (Якутия) четвёртого созыва по партийному списку Всероссийской политической партии «Единая Россия».
20 марта 2008 года на первом пленарном заседании парламента избран Председателем Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

13 марта 2009 года утверждён членом президиума Совета по взаимодействию Совета Федерации ФС РФ с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совета законодателей).
5 марта 2010 года избран членом Президиума Ассамблеи российских законодателей при Государственной Думе ФС РФ, избран сопредседателем Комиссии Ассамблеи по вопросам законодательного обеспечения образования, культуры, науки и наукоёмких технологий.
26 мая 2010 года избран представителем Государственного Собрания (Ил Тумэн) в Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья.
В данное время советником президента акционерной компании «АЛРОСА» (ОАО).
Общественная деятельность: председатель Высшего инженерного Совета Республики Саха (Якутия).
Награды и звания:
Почётный гражданин города Мирного.
Почётный профессор Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова.
Имеет звание «Заслуженный работник народного хозяйства РС(Я)» (1996), награждён орденом Дружбы (1995), медалями «За трудовую доблесть» (1986), «300 лет Российскому флоту» (1996), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2007), Грамотой Президента Республики Саха (Якутия) (1996), Почетной Грамотой Государственной Думы ФС РФ (2006), Юбилейными знаками отличия «370-летие вхождения Якутии в состав России» (2002), «375-летие вхождения Якутии в состав России» (2007), «380 лет Якутия с Россией» (2012).
Награждён почётным знаком Государственной Думы ФС РФ «За заслуги в развитии парламентаризма» (2009). Лауреат государственной премии имени М.К.Аммосова в области государственного строительства (2011).
Награждён почётными грамотами Совета Федерации ФС РФ (2011) и Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (2011), Благодарностью Председателя Государственной Думы ФС РФ (2011).
Награждён Орденом Республики Саха (Якутия) «Полярная звезда» (2013).

Источник: Александра БУРНАШОВА, газета «Ил Тумэн».

Источник: 

26.02.2016 19:43