Продолжая публикацию положений доклада Юрия Солодухина, сделанного им в рамках работы партийного Клуба Мудрецов, состоявшегося 9 апреля 2025 года в процессе обсуждения темы: «25 лет политической эры Владимира Владимировича Путина», мы приводим точку зрения докладчика на экономическое состояние нашей страны в 90-е годы прошлого столетия.
Следующий серьезный вызов, который стоял в 2000 году перед Президентом, касался состояния экономики страны и уровня благосостояния населения. Состояние экономики страны было, мягко говоря, просто плохое. Особенно дефолт 1998 года, который разорил значительную часть населения.
Россия 1999–2000 годов – это страна, в которой бедность приобрела массовый характер.
В таком же плачевном состоянии находилась социальная сфера в целом. Бедствовали, не хватало финансирования всему - здравоохранению, школам, вузам, не строились дороги, нуждался в ремонте коммунальное хозяйство и так далее. То есть, куда ни кинь взгляд, всюду клин.
Бизнесмены тогда очень неохотно вкладывались в решение социальных вопросов. Они предпочитали, как говорили в те времена, «крутить деньги». Крутить деньги в банках, а не вкладывать их в реальный сектор экономики.
Президенту нужно было найти инструменты, которые бы позволили изменить эту ситуацию. Этого можно было достичь двумя способами.
Первый способ – это изменение структуры экономики. Ее нужно было сделать ориентированной не только на внешний рынок. Не только вывозить сырьевые ресурсы, нефть, газ, металлы и так далее, но и ориентировать ее на производство добавленной стоимости. Это позволило бы насытить внутренний рынок, производителям получать большую прибыль и, соответственно, больше платить налоги.
Второй инструмент, который был использован в это время главой государства и правительством — это повышение роли государства в управлении экономикой.
Реально это означало шаги в направлении огосударствления экономики. За 25 лет этот путь пройден. То, что он оправдал себя, мы это хорошо видим сейчас. С 2014 года против Российской Федерации введены жесточайшие экономические санкции, которые значительно ужесточились после начала Специальной военной операции.
Однако наша экономика не только не рухнула, но и набирает темпы. Не рухнул финансовый рынок. Да, инфляция, но не гиперинфляция, которая была ельцинские времена, когда цены росли на 100 и более процентов. Не рухнул рубль.
Несмотря на периодическое снижение цен на нефть, наполнение бюджета, тем не менее, стоит прочно.
Главное, что прочно стоит и потребительский рынок. Одновременно с этим обеспечиваются потребности наших вооруженных сил, военные действия. Считаю, что это наглядное доказательство того, что избранная тогда экономическая стратегия была правильной.
Для подтверждения своей мысли приведу некоторые впечатляющие цифры.
Внутренний валовой продукт нашей страны за 1999–2024 годы вырос в 10, 5 раз. Согласитесь, что это неплохо. Российская экономика в 4 раза больше, чем экономика РСФР в 1990 году.
Численность населения, находящаяся за чертой бедности, с 20% в начале нулевых годов (а на самом деле это было и больше), снизилась до 7%.
Так что считаю, что и эта задача была Президентом успешно решена.