политик
12 мая 2025, 15:29
Потоковая конкуренция мирных ультимативных инициатив, направленная на создание максимально неудобных условий для согласия противника – это игра с огнём, который не прекращён и может долго ещё не прекратиться, если не начнутся прямые переговоры между Украиной и Россией.
Обмен ударами между Путиным и Зеленским с намерением сделать предложение, заведомо неприемлемое для противника, но пока приемлемое для Трампа, создаёт ситуацию повышенных рисков, но не уничтожает окончательно возможности для диалога, точнее будет сказать – триалога. Потому как пишем Путин и Зеленский, но Трамп остаётся в уме. Не убрать.
Большой политический теннис, при котором арбитр время от времени выбегает на поле в пару с кем-то из участников, иногда перелезая прямо через сетку, не может продолжаться долго, потому как число мячей у каждой стороны ограничено и уже каждый на счету.
Опасно постоянно говорить о переговорах и одновременно выдвигать условия их начала, неприемлемые для другой стороны. Пусть сегодня вражеской, но – стороны. Есть реальность, которую надо принять как неизбежность: России придётся говорить с Украиной, Украине придётся говорить с Россией.
Задача начать разговаривать существенно отличается от задачи победить, и постепенное понимание этого медленно и тяжело формирует внутренние допуски обеих сторон.
С каждым ответом сокращается и число последующих возможных действий, и число вариантов ответных действий противника. Можно загнать друг друга в угол, при такой стилистике это не трудно сделать, и стимулировать отказ от переговоров. Худшего варианта для обеих стран не существует, но инерция вражды чрезвычайно сильна. Ограничивающим фактором пока продолжает выступать Трамп.
При таком стремительном повышении напряжения идеальным вариантом была бы встреча Путина, Зеленского и Трампа в Стамбуле 15 или какого-то другого мая. Не исключено, что разобраться в круто замешанной кровавой каше по силам только им втроём вместе. Эти повара любят острые блюда. Но организация такой встречи за трое суток выглядит крайне трудной, если вообще выполнимой задачей. С другой стороны, все трое уже совершали неожиданные поступки.
Самым реальным выглядит вариант, при котором за эти три дня Украина, Россия и США согласовывают полномочия и состав делегаций, повестку дня и проекты соглашений.
Самый первый вопрос будущих переговоров – соглашение о прекращении огня. Хоть на 30 дней для начала, хоть на больший срок, что лучше, конечно.
Ситуация осложняется абсолютным недоверием сторон друг другу (думаю, что это касается и Трампа тоже). Но доверие не вернётся, пока не будут созданы прецеденты договоренностей, которые будут исполняться.
Пока Россия и Украина воспринимают любое согласие между собой, любой шаг навстречу друг другу не как разумный и неизбежный компромисс, а как политическую слабость, ситуация остаётся тупиковой. А выбираться из тупика надо.
В итоге надо ехать в Стамбул, брать с собой всех успешных посредников (США, возможно, Китай и, возможно, Саудовскую Аравию) и начинать говорить напрямую.
Все варианты, предполагающие отказ противной стороны от переговоров и срыв усилий посредников, ведут только в одну сторону – к новому витку кровопролития и продолжению убийства людей.
А потом, рано или поздно, всё снова придёт к переговорам. Только могил и горя будет намного больше.