Документы /

Бюджет и экспорт нефти

Анали­тика ЛДПР
  • Автор:

    Сидоров М. Н.

  • Тип документа:

    Обычный

  • Источник первичной публикации: ЛДПР
  • Источник получения документа: ЛДПР
  • Дата публикации документа:

    30.05.2025

Госдума рассмотрела поправки в бюджет текущего года. Поправки существенные. Как обычно, «обнаружилась» значительная зависимость доходов бюджета от экспорта нефти. В конце прошлого года предполагали, что экспортная цена на нефть будет 69 долларов за баррель. По факту оказалось – 56. Поэтому дефицит бюджета увеличивается более, чем в два раза – до четырех с лишним трлн рублей. Это порядка 10% от всех расходов бюджета.

Обычно дефицит бюджета восполняется за счет роста производства в стране, когда увеличивается масса прибыли и соответствующие налоговые поступления. Экономический рост в последние месяцы замедлился. Дефицит будет покрываться выпуском долговых обязательств государства (ОФЗ). Хотя государственный долг у нас небольшой – чуть более 20% от валового продукта, но в последние годы он накапливается. А это неблагоприятная тенденция.

К тому же США грозятся новыми санкциями, теперь в отношении тех стран, которые покупают российскую нефть. Хотя расчеты с дружественными странами идут все больше в национальных валютах, но Китай и Индия торгуют с США в долларах. Поэтому высокие пошлины на товары, которые они поставляют в США, могут очень болезненно сказаться на их экономике. Соответственно, вполне возможно ограничение покупки ими российской нефти. Китай и Индия сильно зависят от экспорта своих товаров в США. США импортируют товаров на сумму более 3 трлн долларов. Это очень крупный рынок, поэтому терять его не хочет ни одна страна.

Рубль по отношению к доллару в последнее время укрепился. Сегодня он на уровне 80 рублей. Недавно был 90 и более. Чем рубль «дешевле», тем это выгоднее экспортерам нефти и всем другим экспортерам, тем больше поступлений в бюджет и наоборот. «Крепкий» рубль выгоден импортерам, на меньшее количество рублей они могут обменять больше долларов и больше ввезти товаров в страну. Но ни ослабление, ни укрепление рубля практически не сказываются на внутренних ценах – они непрерывно растут.

В мире и в нашей стране в основном правят бал торговцы, а не профсоюзы, не Роспотребнадзор и не Антимонопольная служба. Для пополнения бюджета, вполне очевидно, понадобится ослабление рубля, что в свою очередь сделает импорт дороже.

Студентам известна формула – цена должна сбалансировать спрос и предложение. Называют это даже законом ценообразования. Но это – в учебниках. В реальности цены на нефть определяется на мировых, не российских, биржах, где торгуют не товаром как таковым, а «ценными бумагами» - фьючерсами и форвардами. Английское future – это будущее, торговля идет этими бумагами на поставки нефти в будущем. Если так называемых биржевых игроков много, то будущая цена на нефть более – менее объективна.

Но на биржах есть крупные игроки и мелкие. Крупные торгуют фьючерсами на десятки миллиардов и фактически монопольно определяют цены на нефть. Колебания цены нефти весьма значительны в то время, как добыча и потребление нефти колеблются в гораздо меньшем диапазоне. Цены на мировых биржах монополизированы крупными западными «инвесторами», сегодня они ведут игру против России, чтобы снизить ее доходы. От нас здесь мало, что зависит.

Именно поэтому Владимир Жириновский неоднократно утверждал, что надо снижать экспорт нефти и других ресурсов, развивать внутреннее производство, внутренний рынок товаров и услуг, что приведет к росту доходов граждан и укреплению экономической независимости России. Опять убеждаемся в том, что только острые и малоприятные события заставляют нас делать то, что следовало начинать много лет назад. Если бы сегодня мы не импортировали до 90% оборудования, машин, станков, а производили у себя, то и бюджет бы наполнялся в гораздо больших объемах и реальных инвестиций во все области экономики было значительно больше.

К тому же запасы нефти не безграничны. Есть разные оценки, но ряд экспертов прогнозируют, что сегодняшних, то есть разведанных, запасов хватит на 20-25 лет. Что потом, если своевременно, как мы предлагали ранее, не начнем сокращать экспорт? Половина всей добываемой нефти отправляется на экспорт – это в среднем 250 миллионов тон ежегодно.

Месторождения постепенно вырабатываются, идет переход к трудноизвлекаемым запасам, затраты на добычу растут. Взоры обращены к арктическому шельфу, где обнаружены значительные запасы нефти и газа. Но это вновь многомиллиардные вложения и в добычу, и в транспортировку, и в производство нужного оборудования. С экспортом нефти наша страна постоянно находится в зоне риска из-за санкций и внешнего биржевого ценообразования. Нужен переход к менее капиталоемкой и технологичной экономике с акцентом на машиностроение и агропромышленный комплекс. Переход этот начался и перспективы у него большие.

Сегодня ЛДПР отмечает остроту проблемы развития национальной экономики. Надо признать, что по уровню производительности труда, роботизации производства мы отстаем от недружественных США, Германии, Южной Кореи и ряда других стран. Стране нужна форсированная индустриализация – недавно подчеркнул Председатель партии Леонид Слуцкий. Нужны коррективы налоговой, финансово-кредитной и внешнеторговой политики с целью поощрения и защиты отечественных компаний, предприятий, предпринимателей. Индустриализация нужна не сама по себе, а для укрепления экономической независимости страны, роста доходов бюджета и соответственному увеличению расходов на науку, образование, здравоохранение, повышению качества жизни во всех регионах страны.

М.Н. Сидоров