Выступая на ассамблее Совета по внешней и оборонной политике «Время испытаний: война и мир XXI века» заместитель Председателя Партии пенсионеров, генерал-майор Владимир Ворожцов отметил, что вопросы войны и мира в современных условиях, применительно к нашей стране требуют более системного и комплексного отношения к себе.
Эти вопросы, отметил Владимир Ворожцов, поднимались неоднократно на заседаниях Совета по внешней и оборонной политике, однако, к сожалению, не нашли до конца необходимого решения. Еще в мае 2022 года был поставлен вопрос о необходимости формирования особой системы управления страной в условиях рисков военного времени. Понятно, что данная система управления должна строиться в соответствии с современными условиями, в том числе с использованием искусственного интеллекта, систем связи и многого другого.
Но типовой моделью подобного управления, прекрасно оправдавшей себя в военных условиях, может быть Государственный комитет обороны, возглавляемый в 1941–1945 годах Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Именно эта система управления показала себя достаточно эффективной и позволила в значительной степени выиграть войну.
Но самое главное в современных условиях, считает Владимир Ворожцов, это решение проблемы реализации права военного времени. Он отметил, что некоторое время тому назад одним из российских ученых-юристов, несмотря на отчаянное сопротивление многих представителей юридического сообщества, была защищена диссертация, посвященная праву военного времени, где четко утверждалось, что для военного времени необходимы особые режимы правового регулирования.
Особенно это касается ответственности за совершенные деяния. Понятно, что в условиях боевой обстановки классические варианты уголовно-процессуального кодекса, гражданского процессуального кодекса, административного кодекса становятся фактически бессмысленными. Насколько их сложно реализовать, в том числе с понятыми, свидетелями, и так далее, в условиях военного времени, хорошо понятно любому гражданину, даже не побывавшему на войне.
Поэтому право военного времени способно обеспечить эффективное функционирование и остальных сфер деятельности: и функционирования военного командования, и конкретных военнослужащих, и системы управления, и соответствующих финансовых, экономических и идеологических органов.
Третье, о чем заявил Владимир Ворожцов. Необходимо, конечно, реализовать содержание понятия «финансы в условиях военного времени». Понятно, что в современных условиях боевых действий рассматривать в качестве критерия деятельности банковской системы контроль уровня инфляции и отсчитывать от него эффективность деятельности банковской системы, представляется более чем странным, а в некоторых случаях и опасным.
Очевидно, что главным критерием деятельности банковской системы должно быть соответствующее целевое и эффективное финансирование отечественных производителей и обеспечение производства предметов, средств вооружения, необходимых для Вооруженных Сил и других государственных органов.
Тем самым, критерии и регуляторы финансирования и функционирования финансов в современных условиях должны осуществляться по модели именно права военного времени.
Следующий показатель, о чем необходимо говорить, это культура военного времени. Не так давно Президент России Владимир Владимирович Путин принял решение о создании театра, в котором ставились бы патриотические пьесы. Безусловно, это важная и правильная мера.
Встает закономерный вопрос: а как же тогда нам оценивать современную деятельность десятков и сотен театров по всей стране, получающих государственное финансирование, но не спешащих откликнуться на важнейшую проблему, волнующую страну? Какими критериями измерить почивание на лаврах многих исполнителей, которые пользуются бюджетными и государственными муниципальными средствами, но не спешат поддерживать страну? Как оценивать сегодня производство многих телепередач, съемку весьма мутных кинофильмов? Разве они не должны в качестве критерия иметь соответствие их деятельности требованиям реальности и режиму, во-первых, военного времени, а, во-вторых, тем условиям, в которых живет страна.
Далее Владимир Ворожцов отметил, что когда он системно оценивал деятельность некоторых молодых людей, совершавших преступления, в частности террористические акты, а именно поджоги релейных шкафов, органов государственной власти и так далее, он пришел к парадоксальному выводу. На самом деле террористов нам поставляет не сколько спецслужбы Украины, сколько наша система образования и воспитания, сформировавшая людей, в сознании которых фактически отсутствуют понятия Родина и патриотизм.
Система образования не только не воспитала их, но и не научила считать и думать. Поскольку самые страшные деяния осуществляются за смешные средства в несколько тысяч рублей. То есть они в принципе не в состоянии осознать сколько на самом деле в рублях и долларах «стоят» эти террористические акты.
И, наконец, не система ли образования сформировала такую буквально патологическую привязанность к гаджетам.
Понятно, что общение с вербовщиком непосредственно вживую скорее всего сразу бы выявило какие-то признаки очевидной лжи и обмана. А общаясь через гаджеты, молодые люди легко доверяют своим кураторам и слепо следуют за ними. Конечно, элементарное мышление должно было им подсказать, что хотя бы предоплату они могли попросить, чего они зачастую не делают. В результате еще и постоянно оказываются обманутыми.
Наконец, нам очень важно обратить внимание и на науку военного времени. Владимир Ворожцов сообщил, что внимательно проанализировал тематику деятельности ряда академических институтов, в том числе исторического и социально-политического профиля, и не заметил сколько-нибудь больших изменений в планах их работы в период СВО.
Не заметно, что в состоянии своевременно откликаться на важнейшие потребности современности и научно-исследовательские подразделения некоторых высших учебных заведений страны. Не видно, что они в достаточной степени откликаются на нужды и требования ситуации войны и мира.
И в завершение Владимир Ворожцов отметил, что даже если боевые действия закончатся в достаточно близком времени, то вопросы реабилитации не только раненых, не только военнослужащих, но и вопросы реабилитации всего общества, отдельных его социальных групп потребуют дополнительного анализа.
Поэтому Владимир Ворожцов предложил Совету по внешней и оборонной политике принять активное участие в скорейшей разработке проекта Комплексной стратегии реабилитации основных компонентов российского общества, военнослужащих, а также лиц, пострадавших от действий украинской стороны, на стратегическую перспективу с горизонтом планирования 25–30 лет.