Заместитель председателя Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, член фракции КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов принял участие в телепрограмме «Точка зрения». Обсуждались вопросы, связанные с урегулированием украинского кризиса и международная ситуация, где действует только право силы и разборки идут по правилам «глобальной подворотни».
Дополнительно:
Пресс-служба депутата Госдумы Сергея Обухова, телеканал «Красная линия»
13 Июн 2025, 09:11
Ведущий: «Россия представила меморандум с параметрами окончательного урегулирования украинского «конфликта». Однако наша позиция категорически не принимается киевским режимом. И в сегодняшнем мире нет такого арбитра, который мог бы рассудить этот вооруженный «спор», в котором - каждый сам за себя, и преобладает «право силы». Почти как в подворотне - только глобальной.
Свои требования в меморандуме к Украине наша страна изложила конкретно, четко - надо отдать должное руководству. Но мы ведь и раньше их излагали. И вот теперь снова свели в единый документ. Однако киевский режим не внял ни одному нашему пункту. В военном плане, например, произошло явное обострение – начались атаки на нашу стратегическую авиацию. А теракты на железной дороге перешли в новое качество.
Какие перспективы видите Вы у переговорного процесса - после меморандума?
Сергей Обухов: «Очень рад тому, что меморандум опубликован в России, а не с утечками - на Западе, чего наша пропаганда раньше очень любила делать. А еще - что этот документ устанавливает, скажем так, нижнюю планку требований России в этом конфликте. Мы понимаем, что это вообще тот «минимум-миниморум», который, в лучшем случае, дает небольшую передышку перед глобальным столкновением. По крайней мере, на фоне всех разговоров о том, что у нас какие-то там «красные линии». Мы впервые получили «цели минимум», которые ставятся в ходе Специальной Военной Операции. И это - большой плюс. Поскольку меморандум поставит для партии власти, для всех государственных структур ту черту, которую они не должны переступать, иначе неизбежен риск обрушения государственности.
Переговоры, если помните, проходили на фоне вопиющих терактов - в Брянске, когда обрушился мост на пассажирский состав и раненые дети, под завалами, буквально кричали. А в это же самое время в Самаре местный губернатор- «единоросс» радостно выстреливал в небо «салюты и фейерверки», празднуя, говорят, годовщину свою инаугурации. Вообще-то, подобные безобразия в воюющей стране пора прекращать. Если «Единая Россия» и дальше будет так издеваться над народом и с шиком праздновать свои мифические победы - под ужас терактов - просто не знаю тогда: долго ли она протянет, как партия большинства?
Но даже в таких критических условиях мы все равно пошли на переговоры. И я понимаю – почему? Потому что есть такой «Император Галактической Империи» из «Звездных войн» Палпатин, который, для внутренней аудитории, продемонстрировал, что он еще в состоянии усадить «дерущихся» за стол переговоров. И понятно, что в условиях озлобления Европы, злить еще одного «дракона» России не надо, отказываясь о переговоров для «дяди Сэма».
Наш президент в своем выступлении прямо заявил, что с террористами переговоров не ведут. Произошло это после знаменитого «неожиданного» разговора с Трампом, где тот якобы предупредил его - не смей, мол, применять ядерное оружие в ответ на нападение на аэродромы. Конечно, это моя догадка. Хотя нападение на ядерную триаду, по новому указу Путина, предполагает гарантированный ядерный ответ. Получается, что указ этот заморозили де-факто - и это, наверное, правильно в данной ситуации.
Но общая ситуация такова, что реально проблемы будут решаться совсем не в форме «мифических переговоров». Правда, и они нужны – для обмена пленными, решения некоторых гуманитарных вопросов напрямую, передачи официальных требований и ультиматумов.
А кардинально ситуация решается все же на поле боя - и по-другому ее не решить.
Все, кто думают иначе – добросовестно ли или со злобой - ошибаются.
Ведущий: Вспоминаю Маяковского - как всегда, британцы твердолобые республике грозят. Нынешний британский премьер, заведший страну в тупик, заявил, что его держава перешла в режим готовности к войне – надо понимать, с Россией.
Знаете, в нашей пропаганде преобладает пренебрежительное отношение к европейцам - не пойми, мол, кто они: и армии у них нет, и воевать разучились. И вообще, все они – нетрадиционной ориентации. А я бы не стал недооценивать угрозы, исходящие от той же, например, Великобритании. Особенно - вкупе с другими европейцами. Все равно они располагают огромным военным и промышленным потенциалом. К тому же, за плечами у них богатейшая история захватнических войн. Что Вы думаете по этому поводу?»
Сергей Обухов: «Я бы тоже со всей серьезностью отнесся к заявлению британского премьера. Пропагандистское «шапкозакидательство» может быть и хорошо для тех, кто отрабатывает соответствующие «гранты». Но что такое Великобритания в современной международной системе координат? До этого она стремилась к управлению не только американской элитой, но и всеми Соединенными Штатами Америки. Сейчас, правда, после прихода к власти Трампа, появились свои «заморочки», однако интеллектуальное влияние, да и прочее, на американское общество продолжается. И даже после выхода из европейского Союза Британия продолжает манипулировать «объединенной Европой».
Действительно, военно - политические цели, поставленные европейским Союзом, все же решаются, несмотря ни на что. Продолжается, например, снабжение киевского режима всем необходимым, и большой нужды у того ни в чем особо нет - будем объективны. И то, что нам наносятся болезненные удары – «заслуга» как раз средств наведения и космической разведки, управление которыми, включая дальнобойные системы, осуществляет именно Европа.
То есть, с большой долей вероятности можно утверждать, что Европа готовится к войне. Не обязательно, конечно, что война эта будет. Но то, что европейцы готовятся к грядущему столкновению – это факт.
И сейчас они определяют возможное начало «военного периода», считают, по их же заявлениям, что это будет 1927 год. К этому времени, по их расчётам, они решат экономическую задачу полного избавления зависимости от российских энергоносителей и перестроят экономику на «военные рельсы».
То есть, никто и ни в чем не собирается останавливаться. Поэтому «ключевое» понятие сегодня - идет психологическая, идеологическая война, направленная на наше устрашение и разложение, которую мы просто не имеем права проиграть.
Вспоминается высказывание американского эксперта Кэллога, заявившего, что можно снова победить Россию - невоенным образом. Как они уже сделали это в 91-м году, когда буквально разложили российскую «элиту». При этом, наши ядерные боеголовки, а также мощнейшая армия, оказались бесполезными.
И они считают - удалось в 1991 году «разложить» советскую «элиту», удастся и на этот раз. Тем более, что нынешняя – та самая «олигархическая Дунька», которая так рвалась в Европу. Мы, мол, свои, буржуинские, пустите нас в НАТО - к этой глобальной кормушке «сильных мира сего», и мы вместе будем эксплуатировать «третий мир». Увы, не пустили - им самим «добычи» не хватает. И поэтому нынешней «элите» не остается ничего другого, как вернуться к советской роли «защитника глобального Юга». Однако принцип социальной справедливости, который осмыслила, сформулировала и предложила российскому обществу КПРФ - для выживания страны, ею по-прежнему отрицается».
Ведущий: «На Западе существуют силы, заинтересованные в физическом уничтожении России. Поскольку многочисленные санкции не сработали и не достигли своей цели. Конечно, санкции нам в чем-то помешали, но главную свою задачу не решили. Вот и остается главным средством - Третья мировая война. Стоит ли, по крайней мере, рассматривать подобный вариант? «Еще римляне говорили: хочешь мира - готовься к войне».
Сергей Обухов: Вы задали вопрос, на обсуждение которого, потребуется не одна передача. Зайду издалека. На чем сегодня зиждется мир? На взаимном и гарантированном ядерном устрашении. И это великий подвиг русского, советского народа, в первую очередь, Иосифа Виссарионовича Сталина и Леонида Ильича Брежнева, которые создали военно-стратегический паритет.
А сегодня наша «партия власти» пребывает в жутком «ступоре». Поскольку объективные условия развития конфликта, само выживание страны требуют оборонного сознания общества, политизации, мобилизации, и прежде всего - морально-политической и идеологической. Безо всего этого, как показали события 1991 года, никакие ядерные ракеты и танки нас не спасут. Почему нас победили тогда - потому что мы проиграли главное - идеологическую войну. Или захотели проиграть.
А сегодня в этом плане - большая проблема. Власть боится политизации населения, поскольку политизированные граждане начнут задавать неприятные вопросы. Кстати, они уже начинают задавать их. Понятно, что подобные вопросы будут всячески «замораживаться». Поскольку наша власть работает в режиме той машины «скорой помощи», которая сама же калечит, а потом сама и лечит.
Спрашивается, почему мы не решили проблему Новороссии и Украины еще в 2014 году? Наш президент неоднократно возвращался к поиску ответа на этот вопрос. Однако, если бы Россия тогда потратила на Россотрудничество хотя бы 10 миллиардов рублей - пример США, которые в те времена «прикармливали» на этой территории буквально всех на миллиарды долларов - вплоть до районных газет, - а фракция КПРФ в Думе предлагала это, события там могли бы пойти совсем по другому сценарию. Мы тогда спрашивали власти - почему они не занимаются «мягкой силой» на Украине? А нам отвечали – если надо, мол, все купим, газ, нефть у нас в руках, никуда они не денутся. Увы, делись …
Потому что, если во главу угла ставятся деньги, которые печатаются в чужой стране, то они перекупят элиту любого государства, что и получилось в нашем случае. И подобная проблема никуда не делась - нужно коренным образом перестраивать оборонное сознание.
А самое страшное, что меня сейчас тревожит, как политика, это то, что Запад, включая англичан и американцев, руками своей «прокси» постепенно уничтожают тот «барьер устрашения», который удерживал мир от Третьей мировой войны. Что означает потеря, как пишет «Нью-Йорк Таймс», 20% стратегической ядерной авиации России – в результате украинской агрессии? Правда, источники, ориентированные на Министерство обороны РФ, говорят о примерно 10% повреждениях. Помните Цусиму, когда мы потеряли 50% флота? Или Pearl Harbor, где было уничтожено до 10% американских кораблей? Так вот, сегодня нашей ядерной триаде, по оценке некоторых военных экспертов, понесен урон, сопоставимый, если не с Цусимой, то уж с Pearl Harbor – это точно.
Почему я вспоминаю столь «знаковые» вещи? Потому что надо делать выводы из случившегося - не на словах, а на деле. И «ключевое» в этом плане, согласно новой доктрине, - незамедлительное адекватное возмездие, а его-то как раз и нет до сих пор. То есть, получается, что ядерная доктрина, подписанная президентом, скажем так, «заморожена». Хотя ответа, как устрашения, ждут практически все – чтоб неповадно было впредь.
Можно, конечно, опять Дмитрию Анатольевичу Медведеву выступить с заявлением. Но достаточно ли одного заявления? Поскольку мы живем в обществе, где мир зиждется на взаимном устрашении? А наше устрашение как бы девальвируется, ликвидируется что ли. И ликвидируется, прежде всего, в наших мозгах, в поведении элиты. А это влечет за собой разложение населения и самой элиты.
Действовать же система устрашения будет тогда, когда в обществе появится оборонное сознание, оно будет мобилизовано. Проигрывая же идеологическую войну, мы уже куем предпосылки для гипотетического поражения. Хотя видим, что даже Запад не един по отношению к России. А если взять народы, то их настроение очень разительно отличаются от настроения истеблишмента. К тому же у нас есть и союзники, и друзья, и люди, которые относятся к нам с сочувствием, хотя и боятся проявлять его публично. Особенно велики симпатии к нам наших союзников времен Советского Союза».
Ведущий: «Каким видится Вам сейчас мировой расклад сил? На кого Россия может опереться? Раньше, когда Советский Союз контролировал чуть ли не треть территории мира, у него были и надежные союзники, а не только нахлебники, как говорили в «перестройку». И именно они сегодня составляют «базу» поддержки Российской Федерации. Как та же, например, КНДР, над которой наши либералы издевались годами, а ее бойцы сегодня героически проливали свою кровь, освобождая Курскую область, полностью выполнив свой союзнический долг».
Сергей Обухов: «Нынешнюю ситуацию можно сравнить с той, какая сложилась в Великую Отечественную войну – до битвы под Москвой или Сталинградом - и после нее. Весь мир тогда определялся - на кого же поставить? Вот и сегодня многие страны смотрят на «конфликт» и гадают – что же будет дальше?
В терминологии популярного фильма про «звездные войны» упоминается республика, восставшая против «глобального императора» Палпатина. Такая мятежная, симпатичная и так далее - она борется за свою свободу. Но надо ли к ней присоединяться, поскольку император еще очень силен – вот в чем вопрос перед многими?
Так и Россия сегодня ассоциируется с действительно восставшей провинцией Запада, и будет ассоциироваться с подобной ролью до тех пор, пока не предложит собственный «проект» развития. Вот что здесь - ключевое. И если мы берем, например, советские нарративы – тот же антиколониализм, то уже несем знамя борьбы за свободу.
При Сталине знамя свободы уже сияло над Восточной Европой. А наш президент и сегодня в состоянии поднять его и водрузить над странами «третьего мира», страдающими от глобализма, став реальным выразителем их интересов? А ведь тогда они обязательно поддержат Россию.
Но для этого необходимо произвести внутренние перемены в собственной стране, для чего утвердить главенствующим принцип социальной справедливости. Причем, не на словах, а на деле. А потом уже проводить подобную политику и на международной арене. И ключевое - мы должны быть сильными, непродажными, а наша элита – не подвержена разложению. И прежде всего, президенту надо разобраться именно с ней – пока не поздно. В противном случае, она попросту сдаст его, при случае».
Ведущий: «Мы назвали сегодняшнюю программу – «по законам глобальный подворотни». К сожалению, поведение в такой «подворотне» ничем не отличается от поведения в обычной. Надо быть готовыми к любой подлости – и отвечать быстро, жестко и решительно».