Документы /

Н. А. Останина выступила в Госдуме в поддержку кино, соответствующего нашим традиционным ценностям

Н.Оста­нина: "Нам нужен обще­ствен­ный совет"
  • Тип документа:

    Обычный

  • Источник первичной публикации: КПРФ
  • Источник получения документа: КПРФ
  • Дата публикации документа:

    27.06.2025

Неожиданный поворот произошёл в сознании правящих единороссов. Не так давно они противились любому контролю, касающемуся содержания современных изданий, телепрограмм, кинопродукции, а на этой неделе решились на фильтрацию фильмов при выдаче прокатных удостоверений. Об этом идёт речь в законопроекте, представленном Госдуме депутатом-единороссом Антоном Горелкиным к рассмотрению в первом чтении, - «О внесении изменений в статью 105 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 3 и 51 Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии РФ». Его авторами стала группа сенаторов и депутатов от буржуазных фракций.

Галина Платова.

27 Июня 2025, 13:11

«Согласно документу, - подчеркнул Горелкин, -  разрешение на прокат не получат фильмы, сериалы, которые отрицают или дискредитирует наши духовно-нравственные идеалы».

Законопроект появился после выхода президентского Указа о сохранении и укреплении российских духовно-нравственных ценностей, прежде всего, в кинематографии. «Визуальные индустрии, экранное искусство, - мощный проводник смыслов, - утверждал Горелкин. -  Кино в значительной степени влияет на формирование жизненных установок у детей и подростков, а персонажи фильмов часто выступают ролевыми моделями».

Положения документа, который в итоге был одобрен (за – 398) Госдумой в первом чтении, требуют, чтобы      демонстрация фильмов в кинозалах и на аудиовизуальных сервисах соответствовала положениям президентского Указа. Владельцам аудиовизуальных сервисов запрещается показывать и распространять фильмы без прокатного удостоверения. Нарушителям грозит штраф или отзыв прокатного удостоверения. Действующие штрафы для юрлиц на данный момент небольшие - от 50 000 до 100 000 руб. Но, скоро они будут увеличены.

Полномочиями по выдаче прокатных удостоверений или их отзыву наделяется Минкультуры, там уже заверяют, что без проката останутся только низкопробные фильмы, содержащие порнографию, насилие, жестокость, нетрадиционные сексуальные отношения, педофилию, пропаганду ЛГБТ, смену пола, материалы, нарушающие законодательство о противодействии экстремизму и терроризму.

Минкультуры также предстоит дополнить перечень оснований для отказа в выдаче прокатного удостоверения, которое рассматривается, как эффективный инструмент защиты традиционно-нравственных ценностей в кинематографе и применяется одинаково и в онлайне, и в офлайне.

Минкультуры предписывается также право в одностороннем порядке вносить изменения в ранее предоставленное прокатное удостоверение в случае изменения законодательства. Только непонятно, кто в этом ведомстве будет отбирать фильмы и вносить изменения: чиновники? Законопроект об этом умалчивает.

«Документ обеспечивает равные условия для всех производителей и прокатчиков как российских, так и иностранными фильмов и сериалов», - доказывал Горелкин.

С его выводами согласилось думское большинство. Хотя законопроект был явно сырым, в нём осталось много непонятного, недоговорённого.

В частности, фракция КПРФ осталась в недоумении. Как будет Минкультуры дополнять список оснований для лишения фильмов прокатного удостоверения? Чиновники ведомства по своему усмотрению будут решать, какое кино облагодетельствовать, а какое отправить на полку? Или при министерстве появится некий худсовет, который будет определять, какой фильм достоин проката, а какой – дешёвая чернуха?

На эту тему немало было сломано копий в Госдуме. Партия власти противилась появлению художественных или общественных советов, которые оценивали бы фильмы и не только. Весомый аргумент в пользу худсоветов – советское кино. В прокат шли, главным образом, фильмы, отобранные профессионалами. Это были содержательные, глубокие киноленты, они настраивали зрителей на добро, на любовь к Родине и к своему народу, на высокую трудовую отдачу, на высокие цели. Сейчас нет такого подхода к важнейшему из искусств. И чего добились? Современные фильмы лепятся из одних и тех же сюжетов, несут в массы низменные качества, жестокость, духовную пустоту. Не удивительно, что они не выдерживают конкуренции с советским кино. Даже телевидение, чтобы привлечь аудиторию, всё чаще и чаще демонстрирует фильмы из СССР.

И дело тут не только в Указе президента о сохранении наших традиционных ценностей, а в многочисленных обращениях наших граждан с требованием сменить киношную пластинку и начать снимать фильмы содержательные, о жизни людей, утративших свою большую Родину, оставшихся без работы, о семьях, чьи кормильцы ушли на войну с неонацистами…

Рыночное кино - в упадке. Киноиндустрию необходимо поднимать на высокий уровень, развивать. Люди ждут фильмов, способных подсказать людям, как, и в какое будущее им двигаться. Это обязаны понимать законотворцы и настраивать общество на созидание, а не просто, как роботы, нажимать кнопки «за». Об этом говорила в своём критическом выступлении Н.А.Останина.

«Нам нужен общественный совет»,

- заявила председатель думского комитета по защите семьи и детей Нина Александровна Останина, взяв слово от фракции КПРФ.

- Наш комитет был соисполнителем по этому законопроекту. Но эйфории от его принятия не испытываю. Почему? Потому что три года назад вышел названный Указ президента. Тогда ещё многие из нас, желая продвинуть вперёд идею защиты традиционных ценностей, неоднократно выходили со своими предложениями к думской трибуне. Собственно, и мы, депутаты нашего комитета, говорили о том, что, прежде, чем говорить, какие ценности являются традиционными, надо разъяснить это нашей молодёжи, дать определение этим ценностям. Какие из них нетрадиционные, мы уже прописали в своих законах: это нетрадиционные сексуальные отношения, нетрадиционная пропаганда идеологии отказа от деторождения. А какие же традиционные? Мы можем это прописать или нет?

Антон Вадимович, вы меня не вдохновили, потому что третий год подряд мы слышим о том, что разрабатывают наши учёные вместе с Минюстом дефиниции. Три года разрабатывают. А мы ни одного закона принять не можем. Если вам больше повезёт, мы будем аплодировать двумя руками, поддерживая этот законопроект. И очень рады, если вам удалось это согласовать юридически. Но я опять не испытываю большой эйфории от того, что Минкульт пропишет какие-то чёткие правила игры. Если бы у него было желание их прописать и уже сейчас ввести новые ограничения по выдаче прокатного удостоверения, наверное, мы тогда бы не увидели фильм "Беременна в 16".

Слушайте, ну, какие нужны указы президента, чтобы понимать, что у нас фильм "Беременна в 16" — это не про наши традиционные ценности? Это не про институт семьи, не про институт брака и, в конце концов, предупредить надо, что это уголовно-наказуемое деяние, которое называется педофилией. А прокатное удостоверение получено.

2023 год, накануне Года семьи появляется фильм "Пацаны. Кровь на асфальте".

После этого куда бы мы запросы ни писали о том, что в Иркутске, в других городах, в регионах создаются по образу и подобию, показанных в этом фильме, подростковые группировки. В Иркутске убили 15-летнего парня, и ясно было, что там всё делается по образу и подобию того, как демонстрируется в фильме. Ответ мы получили такой: а есть же ограничение - "18+". Чего ещё нужно?

Антон Вадимович, все отсылки к тому, что родители обязаны следить за своими детьми, конечно, есть. Но, я вам пример приведу. Город Оренбург, 12-летний ребёнок вышел во двор, чтобы поиграть в футбол. И всё. Ему пробило голову, упали ворота. Ну, а мать не может выйти вместе с ним и следить, вот просто так ходить за ним следом.

Но мы-то, законодатели, тоже должны это учитывать. Наверное, если бы наше Министерство культуры, действительно, хоть какую-то ответственность несло, а я не боюсь появления худсоветов, общественных советов.  Давайте мы с помощью тогда вашего закона всё-таки, быть может, найдём повод и введём этот самый общественный совет. Мы не понимаем, кто сегодня выдаёт эти прокатные удостоверения. А это должны быть компетентные, люди, примерно те, кто выступал с этой трибуны. Был Михалков — хорошо, пусть будет он в общественном совете.

У нас есть комитет по культуре, у нас есть замечательные люди, которые могли бы войти в этот совет. Есть Бурляев, вот сидит Драпеко. Мы бы доверяли этим людям, мы бы тогда понимали, достоин этот фильм прокатного удостоверения или нет. Может, тогда бы не пользовался таким спросом у нас в стране фильм "Содержанки".

Американцы купили этот фильм за миллион долларов, а он не пошёл у них. У нас, оказывается, этот фильм принадлежал в том числе и платформе "Газпром-Медиа..." Там он назывался "Русские шашни". Неинтересный фильм оказался, а у нас 32 серии, 32 серии шёл этот фильм.

Или фильмы Сарика Андреасяна. Одни названия чего стоят: "Беременный", "Лопухи", "Чего творят мужчины!", "Женщины против...", "Корпоратив", "Жизнь по вызову". И у этих всех кинолент - есть прокатные удостоверения.

Изменится ли что-то с принятием этого закона?

Мне очень хочется понять самой, да и все мы, сидящие в этом зале, конечно, хотели бы это увидеть и понять...

Отдельно я уже сказала, что с 2010 года действует у нас закон о защите детей от средств массовой информации. Нашли ведь лазейку, напишут 18+, но при этом на самых разных платформах фильмы эти всё-таки идут.

Поэтому давайте ко второму чтению вместе с вами подумаем всё-таки и дадим определение: а какая продукция соответствует нашим традиционным ценностям?

Задача нам посильная, уверена. Спасибо (Аплодисменты.)

Второе чтение законопроекта о господдержке российского кинематографа намечено на первую  декаду июля текущего года.