Документы /

Сергей Обухов в Институте Европы РАН: "Традиционные ценности, как "цивилизационный иммунитет" для России и первоистоки околоцерковного антисоветизма"

Научно-прак­ти­че­ская кон­фе­рен­ция на тему «Миссия среди моло­дежи евра­зийского про­стран­ства: вера, цен­но­сти, обра­зо­ва­ние» в Инсти­туте Европы Рос­сийской ака­демии наук
  • Тип документа:

    Обычный

  • Источник первичной публикации: КПРФ
  • Источник получения документа: КПРФ
  • Дата публикации документа:

    26.06.2025

В Институте Европы Российской академии наук состоялась научно-практическая конференция на тему «Миссия среди молодежи евразийского пространства: вера, ценности, образование», на которую были приглашены как ученые, занимающиеся социально-политическими исследованиями, страноведы, так и представители государственных органов власти, духовенства, теологи, практические работники.

Сергей Обухов, доктор политических наук

26 Июня 2025, 14:34 (обновление: 26/06/2025, 15:31)

Заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по развитию Гражданского общества, вопросам общественных и религиозных организаций Сергей Обухов (фракция КПРФ) выступил с докладом «Традиционные ценности как «цивилизационный иммунитет» для России и Евразии и воспроизводство русских этнокультурных констант в молодежной среде через закон, образование и солидарность». В докладе он также коснулся проблемы первоистоков усиливающегося в последнее время околоцерковного антисоветизма.

Содержание доклада

1.Концепт традиционных ценностей, как основа идеологической экспансии России в мире.

2.Диагноз: Три роковых разрыва – основа духовного кризиса в молодежной среде.

2.1. Разрыв между советским идеалом и реальностью «олигархического капитализма».

2.2. Разрыв между религиозной идентичностью и практикой.

2.3. Разрыв между традицией и системой образования.

3.Терапия: Законодательная поддержка «цивилизационного иммунитета».

4.Околоцерковный антикоммунизм и разжигание вражды между левыми патриотами и патриотами-традиционалистами. 

5.Англосаксы как вдохновители околоцерковного антисоветизма и антикоммунизма.

6.Триада причин для «расцвета» околоцерковного антисоветизма.

7.«Демонизации» советского периода и необходимость «деколонизации» патриотической блогосферы

С.П. Обухов:

В рамках дискуссии о ценностной миссии среди молодежи евразийского пространства хотел бы остановиться на проблеме традиционных ценностей, как «цивилизационного иммунитета» от разрушительного влияния глобализма для России и Евразии. А также на вопросе воспроизводства русских этнокультурных констант в молодёжной среде через закон, образование и солидарность.

Тематика нашей конференции весьма актуальна. Обсуждая миссию политических, общественных и религиозных организаций среди молодёжи Евразии, её идентичность и переоценку ценностей, мы отвечаем на вызовы геополитических пертурбаций последних лет.

1.Концепт традиционных ценностей, как основа идеологической экспансии России в мире

В основе заявленной на всех властных уровнях государственной идеологической экспансии - концепт традиционных ценностей. Понятно, что есть Указ президента №809 от 9 ноября 2022 г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Он закрепляет 17 ключевых положений (жизнь, семья, патриотизм, историческая память и др.) и определяет их защиту, как стратегический приоритет национальной безопасности.

Однако реализация Указа сталкивается с рядом системных проблем. Недавно на заседании нашего думского Комитета мы выяснили, что даже на уровне Минюста тормозится реализации этого Указа, поскольку так и не выполнены конкретные поручения правительству.

Понятно, что каждая общественно-политическая сила в стране имеет свое видение этого концепта - «традиционные российские духовно-нравственные ценности». Я, как представитель Компартии, настаиваю, что социальная справедливость - также краеугольная русская национальная традиционная ценность. И рад, что даже президент Международного Фонда духовного единства народов профессор Алексеевич В.А. поддерживает такую точку зрения.

Ключевой тезис«Традиционные ценности — не архаика, а социальный иммунитет, отточенный тысячелетиями естественного отбора. Задача государства — защитить этот иммунитет. Формы защиты – разнообразные: через образование, добровольчество, просветительство, антикризисные программы для молодёжи и т.п.».

Здесь важна интеграция многообразия общественных и религиозных организаций в социально значимые проекты. Интересна и идея создания «карт деструктивных угроз» для молодёжи Евразии.

Работа по продвижению традиционных ценностей в молодежной среде — это приоритетная задача для госструктур и поддерживаемых государством структур гражданского общества. Такое направление госполитики особенно важно в условиях, когда Россия, спустя 40 лет «перестройки и реформ», а также иллюзорных попыток «вхождения в цивилизованный мир» по американским лекалам, с лозунгами «нового мышления» и «строительства общеевропейского дома - от Атлантики до Владивостока и Ванкувера», лихорадочно ищет основы для своей цивилизационной альтернативности.

Как верно заметил один аналитик, наша элита десятилетиями пыталась доказать Западу, что она «своя, буржуинская», предавая при этом национальные интересы собственной страны. Но, как оказалось, – безуспешно. Ее в «глобалистский рай» так и не пустили.

Надо честно признать: сорок лет господства либерально-капиталистической парадигмы — «всеобщего потребляТства»: «бери от жизни всё», а также доктринальной ориентации государственных систем образования на формирование «квалифицированного потребителя», который «хавает», с урчанием в животе, образовательные, медицинские и прочие услуги государства-сторожа — привели к деградации цивилизационных основ русской идентичности. Всё это отрицало суть русского мира — принципы справедливости, соборности и миссию служения.

Результаты не замедлили сказаться: демографическая катастрофа («русская сверхсмертность - с начала 1990-х»), ценностная дезориентация молодежи (после политизации и всплеска религиозности налицо апатия и общественный невроз, падение числа православных на 8.6 млн за 10 лет). А также тревожный рост интереса к иррациональному (по данным социологов, 39% молодежи увлечены эзотерикой, а в Рунете только за последний год трафик «сверхъестественных» каналов вырос на 38%).

На этом фоне развернуть научное и образовательное сообщество к выработке адекватной государственной идеологии и стратегий социализации подрастающего поколения - весьма непросто. Конечно, хорошо, что государство приблизилось к осознанию колоссального объёма проблем в этой сфере и ищет пути их решения. Мы, например, как депутаты, на законодательном уровне предпринимаем попытки стимулировать общественные объединения заниматься социально значимыми вопросами, способствовать переоценке молодежью ранее безоглядно навязываемых ей либерально-потребительских ценностей.

Общая цель понятна — восстановить от либеральных деформаций традиционную русскую, российскую идентичность в молодом поколении, мобилизовать её для отражения цивилизационных вызовов. Это — общественная и государственная миссия для всех, кто отстаивает национально-государственные интересы России: формировать смыслы, соответствующие базовым этнокультурным константам русской цивилизации.

Когда я говорю про базовые этнокультурные константы русского народа, которые воспроизводятся из века век и одинаковы для русских хоть Древней Руси или в Московском царстве, хоть для петербургской империи или СССР, то я здесь имею в виду концепцию ленинградского этно-психолога Светланы Лурье: каждое новое поколение, созревающее в теле культуры того или иного этноса, в процессе социализации впитывает соответсвтующие этнические константы – этакие безсознательнве глубинне сценарии действия. Первая среди этих констант – стремление нести людям, миру – добро и справедливость, т.е. возделыватели добра и созидания, творцы-созидатели, миссионеры-просветители и воины-защитники добра. Вторая константа – терпимое отношение к Иному, но если это Иное не воспринимается как опасность. Третья константа – тяга к общинной жизни, солидарности, коллективизму даже в эпоху городской атомизации.

И эти константы сохранялись у русских, как показывают исследования, при всех драматических переменах. И при переходе из язычества в православие, и попадании из свободной городской вольницы Руси-Гардарики под монгольское иго. И при переходе из Московской Руси в петровскую России. Даже, когда вместо царской России оказались в ленинско-сталинском СССР, а последние советские поколения вместо тихих заповедей размеренной советской жизни вдруг попали в водоворот постсоветских реформаций. При всех круговоротах воспроизводились в той или иной мере константы национального характера — духовности, соборности, справедливости, уважению к иному, миссии добра.

Народ наш, по сути своей, миссионер, и это осознание нужно пробуждать не только у молодёжи, но и у её окружения. Однако нельзя не видеть при этом и серьёзных угроз. При дефиците возможностей созидательного развития молодежь склонна искать ответы в крайностях — будь то религиозный экстремизм, сатанизм, неоязычество…

Без внятного и привлекательного идеологического, цивилизационного концепта, как для своей страны, так и для остального мира, Россия, после 2022 года, все еще остается «мятежной провинцией» глобального капитализма, а вовсе не глобальным примером для подражания, как цивилизация -- хранительница привлекательных для мира ценностей.

СССР после 1922 года являлся для всех прообразом нового мира, реальным олицетворением проекта «общества социальной справедливости и доминирования Труда над Капиталом». Нынешняя же Россия на демонстрацию столь яркой альтернативности пока что явно не тянет.

Поэтому нам необходимо создавать условия, способствующие пробуждению в молодом поколении «духовного генетического кода», включающего в себя такие понятия, как опора на нравственные смыслы, защита духовности, коллективизм/солидаризм/, соборность и справедливость.

2.Диагноз: Три роковых разрыва – основа духовного кризиса в молодежной среде

1. Разрыв между советским идеалом и реальностью «олигархического капитализма»

Люди помнят о советской цивилизации: бесплатное жильё, здравоохранение, образование...

По данным опросов «Russian Field», хотят жить при социализме в той или иной форме - 54% опрошенных, а при капитализме – только 14%. Среди молодежи цифры отличаются не на много – 46% и 20%, т.е. сторонников социализма у нас в два с половиной раза больше.

На этом фоне растет неприятие олигархии. Действительно, российские олигархи не хотят отдавать народу даже «крохи»: трудящимся остается всего лишь «10 экспортных баррелей нефти». И подобный уровень подушевого потребления сохраняется уже на протяжении 20 лет.

А результатом всего этого стало – разочарование, демографический спад, бегство молодых в иррациональное и деструктив.

Угроза очевидна: молодежь, лишенная созидательных перспектив и справедливости, скатывается к экстремизму.

2. Разрыв между религиозной идентичностью и практикой

В конце 1980-х и в 1990-е в России можно было наблюдать буквально взрыв религиозности, в том числе и молодежной. Сегодня же религия нередко подменяется ритуалом лояльности. Теперь вдруг стало важно «казаться», а не «быть».

Упрямые факты: две трети россиян считают себя «православными», но лишь несколько процентов из них посещает праздничные службы, регулярно исповедуется и причащается. По данным социсследований за десятилетие 2010-2020 гг. сократилось количество русских, россиян декларирующих себя православными – на 9-10 млн. человек. Не растет доля воцерковленных, в том числе среди молодых поколений. Если в «бездуховных» США 40% миллениалов посещают церковь еженедельно, тогда как в России — 15%, а воцерковленных, например, среди студентов – 2%. На фоне 80% воцерковленной молодежи в Польше российская религиозность выглядит весьма скромно.

Религиозность стала «культурным маркером», а вовсе не руководством к действию. Отсюда — и взрывной рост квазирелигиозности (астрология, карты Таро и прочее). В итоге - нарастающий кризис веры.

3. Разрыв между традицией и системой образования

КПРФ критикует конституционный запрет на «господствующую идеологию» (ст.13). И не устает повторять, что «образовательная модель 90-х – порочна!», поскольку школы не передают и не формируют «русский цивилизационный выбор», а духовно-нравственное воспитание в такой системе образования фактически блокируется. Почему это происходит?

Ключевое здесь – последствия прежней политики. У президента есть такой советник – г-н Фурсенко, бывший министр образования. Напомню его публичное «целеполагание» для системы образования - формирование «квалифицированного потребителя». И пока мы не изживем подобный подход, не откажемся от главной цели государства в системе образования – сформировать «квалифицированного потребителя» - так и будем продолжать дальше биться попусту над решением многих общественных проблем. Поскольку нацеленность на «квалифицированного потребителя» приводит к тому, что молодежь понятия не имеет об основах собственной культуры. А это уже - прямая угроза межпоколенческому диалогу и единству нации. Последствия подобной «практики» мы могли воочию наблюдать на примере недавнего резонансного конфликта молодого чеченского генерала российской армии и русского схимника. Причем, больший резонанс этот конфликт вызвал именно в молодежной околоправославной среде, нежели у представителей старших поколений. Мы, в КПРФ, это заметили и зафиксировали.

3.Терапия: Законодательная поддержка «цивилизационного иммунитета»

Задача госструктур — возрождение «иммунитета» Евразии от деструктивного глобалистского влияния: путем просвещения, добровольчества, защиты суверенитета и исторической правды.

СССР был носителем идеи, альтернативной капитализму. В ней содержались «ключевые» русские константы: справедливость, дружба народов, соборность. А положение из Морального кодекса строителя коммунизма «Человек человеку – друг, товарищ и брат», своеобразного послания миру, актуально и незыблемо и до сих пор!

Это позволяет утверждать, что коммунизм есть высший гуманизм. А проблема нарастающего «расчеловечивания» в современно обществе все более усугубляется. Идет не только отчуждение трудящихся от плодов своего труда, но и кража ментальных способностей людей транснациональными корпорациями. В эпоху тотальной цифровизации все это больше смахивает на «электронный концлагерь» или «цифровой феодализм».

Образование: Практический, а не декларативный отказ от «потребительской модели» образования, внедрение идей концепции «Образование для всех», разработанной КПРФ.

* Пресечение саботажа ФЗ «Об образовании» (ст. 87 «О духовно-нравственном воспитании»). Введение в образовательный процесс модуля, где говорилось бы о русской цивилизации, ее архетипах и ценностях.

* Продвижение законодательных инициатив КПРФ, собранных в программу «Образование для всех»

Политическая социализация молодежи: ЦИПКР, а позднее и кампания «Russian Field», выясняли - есть ли поколенческие различия в ответе на такой опрос: «Если бы тот или иной герой русских былин и сказок выдвигался на президента России, то кого бы вы поддержали»? Оказалось, что ответы в различных возрастных группах не сильно отличаются. Очевидна опора на вечные константы через национальные архетипы:

Былинный князь Владимир «Красно Солнышко» (21% президентской поддержки) – символ духовного выбора, миссионерства, мудрого правления;

Илья Муромец (21%) – символ социальной справедливости и защиты народа;

Василиса Премудрая (18%) – символ синтеза традиции и разума, защитного женского начала.

В системе образования и госполитике необходимо сделать акцент на историческую преемственность: с признанием подвигов СССР - в битве против «коричневой чумы» в 1941-1945 г. г., в достижении ядерного приоритета, в феноменальных социальных завоеваниях Советской власти.

Мы, в КПРФ, делаем акцент в работе с молодежью именно на историческую преемственность, ценность всех периодов русской, российской истории. Выступаем против всяческих проклятий и демонизации какого-либо из них. Кстати, нам здесь созвучна позиция Патриарха Кирилла, заявившего, что у России нет плохих периодов истории. У нас действительно должна быть единая и неделимая история - при всех сложностях развития русской государственности.

Добровольчество: Это соборность, коллективизм в действии. Добровольчество – инструмент пробуждения у молодёжи миссионерского духа служения стране, народу, ближнему.

Защита суверенитета: Считаем необходимым создание «Карты деструктивных угроз для молодёжи Евразии» - с целью постоянного мониторинга ситуации, что поспособствует укреплению евразийской солидарности. Угрозы для нас очевидны: насаждение «квазиценностей» (либеральный индивидуализм, гендерные идеологии и др.), деструктивный контент, экстремизм (сатанизм, неоязычество и прочее).

4.Околоцерковный антикоммунизм и разжигание вражды между левыми патриотами и патриотами-традиционалистами

Анализируя социальные сети, мы видим, что различные околоцерковные и связанные с РПЦ блогеры и проповедники просто насаждают русофобские антисоветские нарративы в своей работе с молодежной аудиторией.

В условиях, когда просоциалистические и просоветские настроения в молодежной среде доминируют, все попытки заместить провалившиеся либеральные антикоммунистические пропагандистские поделки такого же сорта продуктом, но уже под маркой околоцерковных и монархических каналов, вызывают не только удивление, но и возмущение. И здесь, на мой взгляд, налицо явная проблема церковной миссии в молодежной среде - антикоммунистическая, антисоветская политизация проповеди создает дополнительные барьеры в обществе.

Еще меня очень беспокоит сегодня искусственно навязываемое «противостояние» «красных» и «белых». Как будто кто-то хочет пересмотреть итоги гражданской войны и снова насадить в российском обществе разделение на «красных» и «белых», изжитое еще политикой Сталина в период военных испытаний.

Кстати, еще в 90-е годы, на волне борьбы с гайдаровскими реформами и последствиями геополитического унижения России, был создан единый фронт коммунистов и традиционалистов-патриотов - для зашиты национально-государственных интересов страны. Однако сегодня, когда и в левопатриотических кругах, и среди традиционалистов произошла смена политических поколений, на другом патриотическом фланге, декларирующем свою воцерковленность, вдруг появились силы, которые решили самоутверждаться через антисоветскую, антикоммунистическую, а на деле - русофобскую повестку.

Настоящие «левые» всегда вполне терпимы к критике и готовы к дискуссиям. Но когда, вроде бы патриотические, деятели начинают объявлять советский период русской истории «исчадием ада», демонизируют его и требуют вычеркнуть его героев из исторической памяти, то в нынешних условиях, помимо пропаганды исторической неправды, они еще и льют воду на мельницу наших геополитических врагов. Поэтому разжигание вражды между левыми, просоветскими патриотами, и традиционалистами, на мой взгляд, крайне опасно для России.

Да, травма, нанесенная церковному организму в период политического противостояния Церкви и Советской власти, – еще кровоточит. Официальные цифры пострадавших от репрессий в этот период конфронтации значительны: 12 тыс. священнослужителей были казнены, вынесено было 40 тыс. приговоров. И вроде бы все реабилитационные мероприятия со стороны государства уже проведены. Но…

Однако не следует забывать и о первопричинах государственно-церковного противостояния. Гражданская война, где в период интервенции и противостояния «белых» и «красных» военные потери сторон составили 1,2 млн. чел, еще 6 млн. погибли от эпидемии «испанки», 5 млн. от голода, по 200 тыс. погибли от «белого» и «красного» террора.

Так, одним из «спусковых крючков» в противостоянии Церкви, как госинститута, присягавшего Императору, и Советской власти явились решения эмигрантского Карловацкого собора 1921 года. В «Послании чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии и изгнании сущим» Собор этот призвал к восстановлению в России «законного православного Царя из Дома Романовых». И это было уже открытой поддержкой многочисленных попыток свержения Советской власти. Причем, все постановления Собора начинались с фразы «По благословению Святейшего Патриарха Тихона». А в обращении к Генуэзской конференции Собор потребовал от международного сообщества вообще не признавать Советское правительство и оказать помощь в вооружённом свержении большевиков, назвав их «режим» «культом убийства и грабежа».

В итоге же подобного противостояния с Советской властью, инициированного «зарубежниками», мы получили затяжной политический конфликт государственных и церковных структур, растянувшийся на десятилетия. Причем развивался он по довольно острой конфронтационной логике - до знаменитой «Декларации митрополита Сергия», которую в Церкви далеко не все тогда приняли, и демонстрации прогосударственной, патриотической позиции Церкви - с началом Второй мировой войны.

Так что травмы конфронтации Советской власти и Церкви действительно значительны. Впрочем, травмы периода Никоновской реформы и противостояния царской и церковной властей того периода, не заживлены и до сих пор. Ощущаются поныне и травмы от Петровских квази-протестантских новаций, а также от екатерининской секуляризации. Они хотя и зарубцевались, но в любой момент могут быть вскрыты нашими недоброжелателями и геополитическими врагами.

5.Англосаксы как вдохновители околоцерковного антисоветизма и антикоммунизма

Я пытался разобраться в идейных «истоках» буквально «вала» антикоммунистических и антисоветских материалов наших околоправославных публицистов. Понять, откуда же черпает вдохновение в своем русофобском антикоммунизме блогосфера, связанная с людьми, которые декларируют себя близкими к Русской Православной Церкви?

И как ни странно, одним из «первоисточников» для них является американский протестантский фундаментализм.

В 1990-е годы КПРФ помогла РПЦ, на законодательном уровне, поставить заслон протестантским проповедникам, которые буквально заполонили гостелевидение, большие концертные залы и другие «площадки», насаждая идеологемы «победителей «империи зла». Но несмотря на принятые меры, такая экспансия англосаксов не прошла бесследно для нашей страны.

В 1990-х годах в Россию был осуществлен «идеологический импорт» доктрины американских протестантских фундаменталистов, мировоззренческой базы республиканцев (Рейгана и Буша), - об «империи зла». Рейгановская риторика об СССР, как «сатанинской силе», была адаптирована на российский лад именно через «зарубежников» - РПЦЗ, став ядром «православного» антикоммунизма.

Но это еще не все. Оказалось, что антисоветская риторика американских протестантских фундаменталистов восходит к «теологии диспенсационализма» (семидиспенсационная модель истории разделена у протестантов на семь периодов - от Эдема до Тысячелетнего Царства, где каждый заканчивается Божьим судом за нарушение Завета).

Так вот, русофобский вектор диспенсационализма был заложен еще в период Крымской войны (1853–1856 годы) англиканским проповедником Джоном Каммингсом, который отождествил тогдашнюю царскую Россию с «Гогом из Магога» (Иез. 38–39) — апокалиптическим врагом Израиля.

Ну а дальше пошло уже – как по накатанной колее. Вместо царской России таким «апокалиптическим врагом», после 1917 г., был объявлен уже СССР, который провозгласили «сатанинской империей», где коммунизм — власть Антихриста. По сути дела, именно «диспенсационалисты» дали религиозное обоснование тотальной войны с СССР, превратив геополитику в «священную битву». И подобные концепты, через «зарубежников», в 1990-е годы, успешно перекочевали в российскую православную среду.

Конечно, на околоцерковный антисоветизм/антикоммунизм влияет и религиозный радикализм. Именно поэтому старообрядческая концепция «духовного Антихриста» (процесс апостасии) легко была перенесена с царской власти на советскую.

Вообще-то до средины 1990-х годов околоцерковный антисоветизм был еще маргинальным. Видимо, сказывалась популярная патриотическая позиция Санкт-Петербургского митрополита Иоанна (Снычева). Но затем, под западным либеральным и англосаксонским протестантским влиянием, произошла эволюция церковной позиции - от лояльности Советскому государству и «Октябрьского богословия» (на страницах журнала Московской патриархии) к примитивному антикоммунизму. Более того, произошла даже инициированная либералами определенная догматизация антикоммунизма: СССР был объявлен «эпохой зла» безо всяких нюансов.

В результате чего значительная часть околоцерковных активистов стала инструментом в политическом противостоянии: вслед за либералами она начали поддерживать тезисы, отрицающие позитив советского периода, что было тождественно отрицанию достижений русской цивилизации.

Поэтому квази-религиозный антикоммунизм/антисоветизм — это форма духовной колонизации, где под «нашлепкой» православности идет разрушение исторической памяти русского народа, повторяются западные русофобские нарративы, отрицающие подвиги народа (Победа в 1945 г. и другие), его стойкость, а также лояльность Церкви в советский период.

6. Триада причин для «расцвета» околоцерковного антисоветизма

Можно выделить такую итоговую триаду причин для «расцвета» околоцерковного антисоветизма:

1. Геополитический проект США (внушение: «СССР - империя зла, царство Антихриста»). А также английский диспенсационализм еще со времен Крымской войны, как изначальное геополитическое обоснование русофобии.

2. Разрыв с традицией РПЦ: отказ от покаяния патриарха Тихона в 1923 году и «октябрьского богословия». А также игнорирование вывода относительно Советской власти, к которому пришел после своего аскетического подвига бывший духовник «белой» армии митрополит Вениамин (Федченков): «Даже безбожная власть — следствие нашего маловерия… Посему должно принять ее как от Бога».

3. Аберрации религиозного сознания (синтез старообрядческого радикализма, который видел «духовного Антихриста» в любой центральной власти - хоть царской, хоть советской, и импортного протестантского фундаментализма).

7.О «деколонизации» патриотической блогосферы и «демонизации» советского периода

Социологические исследования показывают: в массовом сознании просыпаются «воспоминания о будущем» – единство русской истории, ценность всех ее периодов и интеграция их достижений для будущего!

Очевидно, что сила идей Октября не угасла. Она и сегодня, после февраля 2022 года, заставляет руководство страны менять государственный курс. СССР на практике продемонстрировал цивилизационные истоки русского мира – равенство, справедливость, духовный подвиг, дружбу народов. Эти архетипы до сих пор живут в народной памяти и только ждут своего возрождения. Поэтому наша задача — возродить такую связь, как в законах, так и в душах молодежи.

Нужна «вакцина» против «ценностного хаоса», закрепляющая отечественные цивилизационные ценности. А это - духовность, справедливость, соборность, а также механизмы их защиты.

Считаю, что ответственные политические силы должны приложить все усилия для «деколонизации» патриотической блогосферы, в том числе и традиционалистской, отказавшись, наконец, от отрицания и демонизации советского периода, политики «расчеловечивания» выдающихся людей советской эпохи.

Тем более что сам Патриарх, участвуя в дискуссии об «Удерживающем», отметил, что Советский Союз выполнял роль «Удерживающего мир» от прихода «Вселенского зла», и потому никак не мог являться «империй зла» или «сатанинской силой». И если в околоправославной блогосфере говорят о том, что поддерживают Патриарха, то, наверное, трансляция того буквально «животного» разгула антикоммунизма и антисоветизма, которая исходит сегодня с того же, например, телеканала «Спас», должна быть прекращена.

Кстати, я был поражен, когда услышал, как руководитель этого телеканала 22 июня, в День Памяти и скорби, договорился до того, что мол, русские Святые, якобы, отказались 22 июня, в день Всех Святых, защищать Советский Союз, как царство безбожия. То есть, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и другие наши небесные заступники и покровители Земли Русской стали поощрять все то, что началось после 22 июня - геноцид русского народа? В данном случае я рассказываю о позиции господина Корчевникова по этому вопросу.

Конечно, нынешнее священноначалие может и дальше спокойно наблюдать за тем, что исходит из этого, якобы, «рупора благочестия». Но в любом случае - в проповеди нужна явная деколонизация исторической памяти, выражающаяся, в частности, в отказе от англосаксонских антикоммунистических нарративов по поводу Советской власти и советского периода истории. Необходимо возвращение к аутентичной традиции Русской православной церкви по отношению к Советской власти – от покаяния патриарха Тихона в 1923 году до взвешенного лоялизма и примирения митрополита Вениамина (Федченкова), чей подход к решению вопроса позволяет уважать прошлое, не впадая в идолопоклонство или ненависть.

Даже при всех сложностях истории России, проповедуя в молодежной среде, необходимо упоминать и о подвигах СССР, всего советского народа в ХХ столетии. Демонизация же предков, их подвигов и достижений, не допустима - ни в общеобразовательных программах, ни в общественном дискурсе. Это антинационально и антигосударственно!

Когда в православных кругах сетуют, что молодежь плохо воцерковляется, то нужно иметь в виду и тот барьер, который создает подобная антикоммунистическая демонизация предков. Когда воевавшие и трудившиеся на стройках социализма близкие и родные, участники Великой Отечественной войны объявляются вдруг носителями вселенского зла - у молодых людей это ничего другого, кроме диссонанса, не вызывает. Возникает только очередной барьер для православной миссии.

Но в любом случае современная Российская Федерация является хранительницей и продолжательницей самобытной и самодостаточной русской, российской цивилизации, где социальная справедливость также является традиционной ценностью.

Для успеха миссии в молодежной среде, воспроизводства наших культурных «кодов» необходимо работать над изменением социально-экономической и образовательной политики государства. Вернуть, наконец, 10 украденных социальных завоеваний СССР. А также реализовать программу технологического суверенитета, где технологии служат обществу и традиционным ценностям, а не строят «цифровой концлагерь».

А главное - вернуть приоритет честности, смысла и служения. Еще - отказаться от «показухи» в воспитательно-образовательном процессе - в пользу аутентичности. И тогда «человек человеку станет другом, товарищем и братом». Причем, не только в России, но и на всём евразийском пространстве!

В этом — наш долг. В этом — сила нашей веры и великой русской, российской цивилизации, которая ориентирована на традиционные ценности - миссию добра, защиты угнетенного и обездоленного, а также социальной справедливости, которую решительно отстаивает КПРФ!