В Фундаментальной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова состоялось расширенное заседание Совета Российского Союза ректоров, посвященное разработке Стратегии развития образования в Российской Федерации. В мероприятии принял участие председатель Комитета Госдумы по науке и высшему образованию, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" Сергей Кабышев.
В своем выступлении он подчеркнул, что образование является ключевой сферой, от которой зависит будущее страны. Особое внимание депутат уделил принципу фундаментальности российского образования.
"Фундаментальность – не одно из слагаемых, а сквозное начало, квинтэссенция нашего образования, охватывающее и определяющее все его элементы. Речь идет об ориентации всей системы образования, начиная с дошкольного, на формирование такой системы мышления и воспитания, которая позволяет видеть мир как целое, в единстве связей и закономерностей. Общая база фундаментальности закладывается в школе. Вуз не должен компенсировать связанные с этим просчеты и дефициты, а призван развивать и профилировать фундаментальные знания, углублять понимание социальных ценностей. Поэтому крайне важно обеспечить соотнесение и преемственность школьных и вузовских программ", – заявил глава Комитета.
Сергей Кабышев также предостерег от противопоставления фундаментальности и практикоориентированности, отметив, что без глубоких знаний даже самые востребованные навыки быстро устаревают в условиях глобальных изменений.
Депутат выступил против сведения высшего образования к узкоутилитарным задачам.
"Университет не должен превращаться в кадровый придаток промышленности. Его миссия – воспитывать не просто специалистов, а профессионалов-патриотов, способных развивать страну", – подчеркнул он.
Отдельно парламентарий затронул вопрос статуса педагога, указав на необходимость его реального повышения.
"Авторитет учителя и преподавателя – это завоевание нашей системы образования. Нужны не красивые отчеты, а конкретные меры поддержки, чтобы статус педагога действительно стал выше", – подчеркнул он.
Среди ключевых тем, требующих проработки в стратегии, глава думского Комитета выделил баланс платного и бесплатного образования; гарантии трудоустройства выпускников; справедливые рейтинги вузов и соотношение законодательства о защите прав потребителей и специфики образовательной сферы.
В завершение Сергей Кабышев процитировал академика Юрия Лотмана: "Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. В этом и есть суть настоящего образования".
В рамках заседания также выступили Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев, председатель Комитета Государственной Думы по молодежной политике Артем Метелев, Президент Российской академии образования Ольга Васильева.