Документы /

В. С. Никитин: "Русская мысль на XIX съезде КПРФ"

Лидер "Рус­ского лада" о Поли­ти­че­ском отчёте ЦК КПРФ XIX Съезду партии
  • Тип документа:

    Обычный

  • Источник первичной публикации: КПРФ
  • Источник получения документа: КПРФ
  • Дата публикации документа:

    18.07.2025

Политический отчёт ЦК КПРФ XIX Съезду партии не случайно начинается с утверждения, что «съезд проходит в условиях войны на полное уничтожение, которую Русскому миру объявили англосаксы и натовцы». Чтобы спасти Россию, нашу русско-евразийскую цивилизацию и весь Русский мир, надо победить в этой цивилизационной войне. А для этого, как сказано в докладе, «коммунистам необходимо глубоко понимать идущие на планете процессы и точно разъяснять людям причины их бед. А ещё то, как нужно менять положение к лучшему». В.И.Ленин предупреждал нас, что «поверхностное, упрощённое восприятие мира приводит к непониманию истины и бессмысленности деятельности». Чтобы глубоко понимать процессы, коммунистам нужно научиться правильно мыслить.

В.С. Никитин.

18 Июля 2025, 15:57

Движение «Русский Лад» давно убеждает соотечественников, что для победы над англосаксами, вооружёнными изощрённой русофобией, необходимо научиться мыслить, говорить и поступать по-русскиВедь, чтобы защитить Русский мир, необходимо самим глубоко осознать всемирное значение русскости и русскомыслия в судьбе человечества. Лидер КПРФ Зюганов Г.А. это особо подчеркнул в своём Манифесте «Русский стержень державы». А ещё раньше на полтора века на это обратил внимание современников и потомков автор понятия «русская идея» Ф.М.Достоевский. Он первым указал на особую значимость русской мысли для судеб человечества, написав: «Наша сущность бесконечно выше европейской… Все понятия нравственные и цели русских – выше европейского мира. Наш народ полон другой, высочайшей христианской мысли, которую и не понимает Европа с её дохлым католицизмом и глупо противоречащим самому себе лютеранством… Всему миру готовится великое обновление через русскую мысль, и это совершится в какое-нибудь столетие – вот моя страстная вера».

В Политическом отчёте ЦК убедительно доказано, что это время пришло и запрос на «русскую мысль» созрел. В нём показано, что «на смену господству Запада во главе с США прорывается новый международный порядок…, а гибридная война Запада против России стала не только угрозой, но и возможностью для сторонников многополярного мира…На наших глазах идёт изменение баланса мировых сил. Политическая и военная гегемония натовцев слабеет. На мировую арену всё увереннее выходят новые силы в виде БРИКС. Китай смело выступает за многосторонний справедливый мир и позиционирует «китайскую модернизацию» как альтернативу капитализму Запада». К сожалению, российская власть, «ратуя за справедливый миропорядок не предлагает альтернативы капитализму». В этом главная беда России, которую надо победить.

В Политическом отчёте ЦК глубоко раскрыто  почему нынешняя российская власть, ратующая за патриотизм и суверенитет России, не способна осознать и использовать русскую мысль для решительного обновления мира, о чём мечтал Достоевский. В нём прямо указано, что «для российского капитала «переусердствовать» в борьбе против «чужих эксплуататоров» значит потерять весомую часть капиталов и иностранных преференций. Ведь чем ближе правящий слой укоренён в собственном обществе, тем меньше он становится «своим» в глазах глобалистов. Вот этого российская олигархия с её полпредами во власти очень боится». Защищая Русский мир на словах, российская власть на деле не понимает всемирного значения русскости и боится её. Она, в отличии от Белоруссии, по-прежнему отдаёт приоритет западномыслию, а не русскомыслию и по этой причине не в состоянии выполнять роль стержневой страны Русского мира.  Отсюда, как сказано в Отчёте «немощь рецептов, которые правящие круги пытаются сделать руководством к действию… и бесплодность белогвардейских воззрений представителей власти». Поэтому историческая миссия коммунистов, как сказано в Отчете: «Найти спасительный победный ключ, чтобы справиться с кризисом, вывести Россию на передовые рубежи социального и экономического развития», а также предложить народам мира теорию спасения от глобализации по-американски.

Знаменательно, что главная целеуказующая мысль Политического отчёта такова: «Сейчас особенно важно и злободневно глубокое осмысление общественных процессов для интеллектуального прорыва в будущее… Партия должна стать коллективным творцом. Соборный разум нашей организации должен трудиться неустанно. Стране как воздух нужна Программа Победы».

В докладе ЦК съезду прямо указано, что «этой миссии интеллектуального лидерства необходимо соответствовать. Если наша партия не решит данной задачи, мы будем отвечать за это перед трудящимися России, перед всеми её народами и перед историей всего коммунистического движения…. Мы несём эту ответственность перед тысячами гениальных умов, великих подвижников и смелых героев. Полноту этой ответственности нужно суметь осознать каждому делегату съезда, каждому коммунисту».

Как делегат съезда, я поддерживаю данный вывод.  Как один из основателей и руководителей ВСД «Русский Лад» (о способности которого постоянно находить новые формы работы сказано в Политическом отчёте) я обращаю особое внимание, во-первых, на поручение Съезда новому составу ЦК: «Существенно разнообразить и оживить нашу работу. Важно уверенно расширять круг сторонников, нужно смелее привлекать к совместной деятельности талантливых друзей и единомышленников».  А во-вторых, на посыл Политического отчёта о том, что «Ленин учил нас умению «учесть своеобразие всякого перехода». Сегодня, видя масштаб агрессии Запада против России, КПРФ готова к конструктивной работе со всеми патриотическими силами в интересах страны и её народа».

Учитывая «своеобразие» современного перехода от однополярного к многополярному миру, ВСД «Русский Лад» для глубокого осмысления исторических и современных процессов создало Институт русскомыслия и хронополитикиЗадача Института глубоко осмыслить преимущества Русской мысли и её коренные отличия от западномыслия, а также понять ленинскую хронополитику, как способность овладения временем в виде должной реакции на вызовы времени и умения использовать «своеобразие момента» для ускоренного и опережающего развития страны.  

Мы давно обращаем внимание КПРФ на необходимость восстановить в полной мере ленинский победный сплав русской и социалистической идей. Ведь это и есть спасительный победный ключ. Это программное требование КПРФ и Зюганов Г.А. постоянно напоминает соратникам об этом. Вот и в Политическом отчёте отмечено, что «возрождая нашу партию, мы диалектически соединяли глубокое осмысление русского вопроса с твёрдой интернациональной позицией». В.И.Ленин подчёркивал, что «диалектика – душа марксизма, нельзя замыкаться на чистом материализме». И.В.Сталин в своей работе «О диалектическом материализме» утверждал, что идеология нашей партии опирается не на воинствующий, а на диалектический материализм. К сожалению, в отличие от лидера КПРФ Зюганова, это не в полной мере до сих пор осознали даже влиятельные люди в партии. Ещё живо стремление распространять на все явления жизни только классовый подход и политэкономическую теорию. «Комчванство», против которого боролся Ленин, до сих пор отталкивает от партии многих талантливых патриотов.  Воинствующие материализм, атеизм и интернационализм, вместо диалектических – мешают создать единый широкий народный фронт. А он необходим, чтобы сообща бороться с антикоммунизмом, антисоветизмом и русофобией. Но чтобы глубоко осмыслить и найти самые эффективные способы борьбы с этими напастями одного классового подхода недостаточно. Да, он для нас определяющий. Но для борьбы с русофобией необходимо также знание цивилизационного подхода. Иначе мы не поймём, что такое Русский мир, который призываем спасти. Что такое русскость, и почему она так ненавистна Западу.  Что такое русская мысль, как спасительное средство для человечества.

Институт русскомыслия и хронополитики, опираясь на мудрость русских гениев и коллективный разум народа, сделал вывод, что русскость и Русский мир – это прежде всего понятия не этнического и кровородственного, а цивилизационно-мировоззренческого уровня. Это не особое свойство великороссов, а явления всемирного значения, как правильно отметил Г.А.Зюганов. Третий съезд ВСД «Русский Лад» в 2023 году сделал важный вывод: «Наш враг - англосаксы, коварен и силён. Победить его можно только по-русски, т.е. «всем миром», не разделяя, а сплачивая демократов, коммунистов, социалистов и беспартийных, верующих и атеистов, великороссов и другие народы России – всех русскомыслящих людей, независимо от национальности и веры.  Это возможно только на основе русского вселенского мировоззрения, исторически признанного и воспринятого всеми народами русско-евразийской цивилизации». Важно осознать, что нынешняя русофобия глобалистов – это не только борьба классов, но и война мировоззрений – западного и русского, антропоцентризма и антропокосмизма.

Русский мир, как цивилизационная общность – это не политический, а духовный союз единомышленников, сплочённый не единой религией и не единой идеологией, а единым мировоззрением, как самым фундаментальным уровнем сознания народов русско-евразийской цивилизации. Мировоззрение – первично, а религия и идеология – это вторичный уровень, и они значительно слабее укоренены в сознании народов. Уроки российской истории подтверждают это. Так, опора на православную религию не спасла Российскую империю от гибели. Коммунистическая идеология не предотвратила распад СССР. А вот глубинная русскость и русское мировоззрение до сих пор не позволяют Западу задушить Россию в тисках западномыслия. Поэтому для победы в современной войне наряду с коммунистической идеологией необходимо глубоко изучить русское мировоззрение «Лад» и его понятийный аппарат, как главное оружие против русофобии. Прежде всего коммунисты должны осознать, что такое русскость как сущность Русского мира и что такое русскомыслие.

Институт русскомыслия и хронополитики предлагает признать, что русскость – это не проявление русского национализма или русского варварства, наносящего вред «свободному цивилизованному миру», как внушают людям русофобы. Русскость – это всемирно значимое явление в истории человечества, призванное помочь ему не только сохранить жизнь на планете Земля и в Космосе, но и наладить её как гармоничное единство многообразного в соответствии с законами Вселенной под девизом «Миру-мир». Русскость – это триединый сплав русского вселенского мировоззрения-русского космизма, великого и могучего русского языка и русскомыслящего многонационального державного народа, ответственного за содержание огромного евразийского пространства и считающего смыслом своей жизни жить по правде, отстаивать справедливость и творить добро, т.е. жить в ладу с природой и человеческим сообществом в едином Космосе по законам Вселенной и сдерживать рвущееся в мир сатанинское зло от распространения и господства.

Историческая миссия русскости, как цивилизационно-мировоззренческого явления, примирять материализм Запада с духовностью Востока на основе вселенского русского мировоззрения для общего блага человечества и сдерживать зло, рвущееся к мировому господству. Главным признаком русскости является русскомыслие, как особый способ мышления в виде уникального сплава разума и духа, позволяющего именно русским правильно познавать мир, т.е. в единстве материального и духовного, в постоянном движении. Русская мысль обладает уникальной способностью вдохновлять людей на дерзновенный прорыв в неизведанное будущее, воодушевлять на бескорыстное подвижничество и самоотверженность ради достижения великой цели. Особенность русскости состоит в том, что русскомыслящий державный народ не может полноценно существовать и быть счастливым, если у него нет общего правого дела, если он не видит за горизонтом своего существования великой цели, сообщающей ему смысл его жизни. Вот почему русская мысль и русскомыслие на всех этапах развития человеческого мышления (мифологическом, религиозном, научном) развивались с опережением, устремляясь за пределы Земли в ближний и дальний Космос, в счастливое будущее. В этом истоки и суть русского космизма.

Вот такая русскость является основой Русского мира. Важно осознать, что Русский мир – это цивилизационная общность не русскоговорящих, а именно русскомыслящих людей независимо от их национальности, веры и места проживания. Русский мир призван предложить человечеству свой проект глобализации, альтернативный глобализации по-американски. Он должен быть основан не на западном мировоззрении мирового господства- антропоцентризме, а на мировоззрении мирового лада- русском космизме, который наиболее совпадает с грядущим мировоззрением третьего тысячелетия – антропокосмизмом. Запрос на такой проект будущего мира назрел также как запрос на Программу Победы для России. Для разработки такого проекта действительно необходим «интеллектуальный прорыв, расширение круга сторонников и привлечение талантливых друзей».

 В Политическом отчёте ЦК дан мобилизующий импульс к такой деятельности. Сплав разума и духа, как проявление русской мысли, сплав социалистической и русской идей, как путь к победе, ясно прозвучали в разделе «Сражаясь за идеи и смыслы». В нём показана совместная работа КПРФ с движением «Русский Лад» по учреждению нового государственного праздника «Дня Русского языка», который с 2011 года отмечается 6 июня в день рождения А.С.Пушкина и характерная для русскомыслия взаимосвязь между Пушкиным и Лениным. «Пушкин, как и Ленин, остаются нашими современниками. Оба они – в центре идейных баталий. Не случайно их памятники на Украине свергает фашиствующая мразь… Пушкин с его глубочайшей народностью, с его духом братства, с его интернационализмом – это и есть выражение нашей национальной идеи! Не случайно в 1937 году Андрей Платонов произнёс: «Пушкин – наш товарищ!». Посмотрите какое символичное сочетание - Ленин и Пушкин, как сплав разума и духа, сплав социалистической и русской идей, как русское единство материального и духовного, как всепобеждающая целостность бытия, как русский революционный размах для прорыва к счастливой жизни.

Эти тезисы доклада убеждают движение «Русский Лад» и Институт русскомыслия и хронополитики в правомерности и полезности наших действий для КПРФ. В 2024 году в год 100-летия кончины В.И.Ленина мы провели акцию по сбору информации о памятниках вождю  и издали альбом «Лениниана «Русского Лада». В этом году мы на основе русскомыслия провели акцию «Читаем Пушкина на языках народов России и Русского мира», сделали видеофильм и по инициативе Института русскомыслия и хронополитики издаём альбом «Пушкиниана «Русского Лада», который скоро выйдет в свет с оценкой Пушкину, данной в Политическом отчёте ЦК XIX съезду КПРФ. Также в развитие пушкинской темы я с вице-президентом Петровской академии наук и искусств Антоновом А.В. издали в этом году книгу «Пушкин – символ русскости». В ней мы утверждаем, что в современной России А.С.Пушкин недооценён, а его значение в судьбе Отечества до сих пор глубоко не осмыслено. Нынешнее тревожное время требует, а колосальный масштаб личности Пушкина, как русского гения, позволяет сделать его настоящим символом грядущей победы русского духа и Русского мира в современной цивилизационной войне. Мы предлагаем признать, что А.С.Пушкин не просто великий поэт и создатель русского литературного языка. Он действительно – «Наше всё!». Он символ русскости в концентрированном виде. А.С. Пушкин одновременно проявляет себя как:

-гений, рождённый духом народа;

-знаток и хранитель генетической памяти, героической истории и традиций народа;

-носитель и генератор русского духа;

-выразитель русскомыслия;

-созидатель совершенного слова и литературного русского языка;

-учитель, раскрывающий людям тайны природы и общества;

-распространитель русского смысла жизни и неприемлемости западной модели для России;

-пророк и светоч-указатель, освещающий народу новый путь к счастливому будущему;

-защитник Отечества от клеветников и внешних врагов-русофобов.

Первый вице-президент Петровской академии наук и искусств А.И.Субетто очень точно определил, что «пушкинский гений наиболее ярко воплотил в себе всемирность русского человека и всемирное значение русскости». Движение Русский Лад считает, что в условиях гибридной цивилизационной войны Запада против Русского мира целесообразно более эффективно использовать творчество А.С.Пушкина, как магнит для сплочения народов Русского мира и как оружие против русофобии. Мы приветствуем действия КПРФ в этом направлении и вносим свой вклад в это благородное дело. Но при этом, на мой взгляд, было бы правильнее написать, что Пушкин это наше цивилизационная, а не национальная идея. Для многонационального народа России это целесообразнее. Ведь уже признано даже Президентом, что Россия – это государство-цивилизация, а не государство – нация. Попытка власти в течении тридцати лет сформулировать национальную идею России поэтому провалилась. А вот цивилизационная идея России в условиях цивилизационной войны нам бы очень пригодилась для победы.  Своё видение этой идеи движение «Русский Лад» уже представляло.

В заключение отмечаю, что русская мысль в Политическом отчёте ЦК XIX съезду КПРФ представлена широко и полно. Ведь русскомыслие – это русский способ мышления и миропонимания, основанный на вселенскости, правдивости, разумности, добродетельности и благородстве нашей русскости.

Благородство – это патриотизм, т.е. поступки во благо рода, родного народа, природы и родины. Те, кто нарушают это правило являются отродьем, т.е. отторгаются родиной. Тема патриотизма раскрыта в Отчёте очень содержательно, особенно точно показан лжепатриотизм российской власти и её попытка провести консервативную революцию. Об этом прямо сказано следующее: «Внутри правящего класса действуют те, кто упорно выворачивает патриотизм наизнанку. Для патриотизма нет ничего опаснее, чем попытка одеть великую русскую культуру в изношенные лапти и разорванную полотняную рубаху…. Антисоветизм категорически несовместим с патриотизмом».

Вселенскость - это способность русскосмыслия целостно воспринимать и понимать мир во всём его многообразии и постоянном движении, т.е. в единстве материального и духовного, космического, земного и человеческого. Отсюда космическая высота помыслов, широта кругозора, глубина знаний и высокая духовность русскомыслия. В Отчёте дан глубокий и целостный анализ процессов, происходящих как на планете, так и в России.   Фактор движения мира отражён в изменении баланса сил на международной арене и в Российской Федерации. Нарушение русского единства материального и духовного в современной России подтверждено так: «Всё больше трудящихся, ветеранов и молодёжи признают: да, нынешний образ жизни насыщен товарами и услугами, но нищ духом. Погоня за вещами, за личным достатком изматывает. Её смысл- превратить граждан в обывателей, лишить их общественной активности и духовного развития».

Правдивость – это неукротимое стремление русскомыслия познавать истину, способность к реализму, т.е. к правдивому отражению действительности, к изучению объективных законов Космоса, природы, человеческого общества и осознанная готовность жить по правде, т.е. по законам Космоса, в гармонии человека, общества и природы, т.е. жить в ладу, а не господствовать. В Политическом отчёте особо отмечено, что «авангардная партия – это партия, несущая людям правду. Она призвана честно и убедительно отвечать на сложные вопросы, не предаваясь иллюзиям и шапкозакидательству». В нём правдиво отражена действительность того, что «съезд проходит в условиях войны, что Запад не только продолжает наращивать военные мускулы. Он усиливает ставку на способность управлять умами человечества и возрождает фашизм на основе идеологии бандеровцев…. Неолиберализм использует искажение русской классики, усекновение программ по русской истории и литературе, особенно за счёт советских авторов. Продолжаются власовско-бандеровские выплески из коридоров российской власти. Сформирована широкая индустрия информационной обработки масс. Обстановка требует от КПРФ обновления пропагандистского арсенала как в практическом, так и в идейно-теоретическом отношении». И это правильно.

Разумность –это способность русскомыслия к творчеству, т.е. к высшему  уровню интеллекта и смелость в дерзновенном прорыве сквозь догмы и запреты к неизведанным высотам знаний и жизни, т.е. к совершенству.  Заключительная часть Отчёта по-русски содержит тезис «об интеллектуальном лидерстве партии». Она нацеливает коммунистов «на обучение искусству глубокого осмысления исторических процессов и изучение методов мышления и наследства русских гениев: Ломоносова, Радищева, Пушкина, Чернышевского, Менделеева, Толстого, Горького, Шолохова» и, конечно, Ленина и Сталина. Съезд поставил задачу перед КПРФ – «стать коллективным творцом (т.е. разумной партией). Соборный разум партии должен трудиться неустанно. Творческий потенциал партии – это именно то, что позволяет не отстать от событий, занимать и сохранять позиции лидера и авангардной силы трудящихся».

Добродетельность — это безудержное стремление русских к справедливости, способность творить добро и, проявляя целостность ума и души, чувствовать меру, находить золотую середину в отношении удовольствий и страданий, проявляя разумную достаточность и бескорыстное служение обществу. В Политическом отчёте подробно обозначены нынешние беды и страдания народов России и представлена конкретная программа добрых дел КПРФ по устранению этих несчастий из 12-ти пунктов. Это Программа возрождения и созидания.  В Отчёте отмечено, что «бюджет развития, предлагаемый КПРФ, позволит осуществить нашу Программу Победы. Талантливый и трудолюбивый народ России проложит дорогу к новым великим свершениям!».

Институт русскомыслия и хронополитики считает, что главная беда современной России – это дефицит русскости во власти. Русофобы стремятся воспитать русскоговорящий, но западномыслящий народ, чтобы искоренить русский дух и уничтожить Русский мир. Русская мысль в документах XIX съезда КПРФ обнадёживает, что русскость в России будет восстановлена в полном объёме.

Товарищи! Под лозунгом «Вернём России русский дух и социализм» - вперёд к победе!

Директор Института русскомыслия

и хронополитики, член ЦК КПРФ                                      

В.С.Никитин