Совсем немного времени осталось до учебного года, который по уже почти укоренившейся традиции начинается с различных нововведений. Некоторые из них позитивные и внушают надежду на реальное возрождение нашей системы образования, некоторые, к сожалению, продолжают взятый в 90-х компрадорский курс на встраивание нашей страны в глобальный мировой порядок в качестве сырьевого придатка.
Константин Черемисов, Зам. Председателя Московской областной Думы, секретарь МК КПРФ, член ЦК КПРФ, полковник запаса
23 Июля 2025, 04:41
С сентября 2025 года в России внедряются единые стандарты по изучению школьных предметов. Наконец признана воспитательная функция школы, и с нового учебного года школьникам будут выставлять оценки по поведению. Правда, только в качестве эксперимента, из которого исключены старшеклассники, «чтобы их не стрессировать перед ЕГЭ», и только в семи регионах. В новом учебном году у школьников увеличится число уроков истории. Определены нормы по суммарному количеству домашних заданий для учащихся начальных классов.
Однако, все эти изменения никак не решают наиважнейшую проблему, без которой никакое образование не может быть качественным – нехватку учителей. В школах не хватает 250–300 тысяч учителей (по данным общественного уполномоченного по защите семьи). Конкретно по некоторым предметам: по русскому языку и литературе дефицит составляет 78 тысяч учителей, по математике – 73 тысяч; учителей начальных классов – 100 тысяч.
За 5 лет число педагогов сократилось на 20 тысяч, а 15% учителей – пенсионеры. Молодежь (до 30 лет) составляет лишь 32% от общего состава.
В июле в Общественной палате РФ прошли слушания по проекту Стратегии развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года. Кстати, информация об этом событии на сайте Общественной палаты удалена. Возможно потому, что как такового обсуждения, судя по комментариям, не произошло. Онлайн-трансляция была прервана, когда должны были прозвучать критические выступления.
Почти все присутствовавшие на слушаниях независимые эксперты критиковали Стратегию за оторванность от реальных школьных проблем. Фактически проигнорированы самые насущные проблемы школы – дефицит кадров, низкие зарплаты. Зато сделан навязчивый акцент на цифровизации и искусственном интеллекте. В принципе, это и не удивительно. Ведь новую Стратегию развития образования пишут все те же старые кадры, достаточно вспомнить только Фурсенко и Ливанова.
В конце апреля в Москве прошел форум «Цифровая трансформация образовательной сферы: статус ситуации, анализ проектов, выявление рисков».
Выступавшие эксперты отмечали, что группой по цифровизации образования в рамках Стратегии руководит представитель частной коммерческой соцсети «ВКонтакте». Онлайн-платформы Skillbox, GeekBrains, международная школа Алгоритмика, он-лайн школа «Умскул», входят в экосистему VK. Так же, как и «Сферум». Школы вроде и не заставляют там регистрироваться, но на самом деле для прохождения установленных министерством различных процедур, влияющих на получение школой баллов и ее рейтинг, например, аккредитационного мониторинга, самодиагностики и пр., требуется регистрация именно в «Сферум».
Эксперты выразили беспокойство возможными результатами работы этой коммерческой организации. Поводы для этого есть. Приводились примеры, что платформы, как, например, UCHi.RU, провоцируют родителей покупать платную подписку. Алгоритмика, напичкана азартными игровыми механиками (лутбоксы), будто бы чтобы сделать обучение увлекательным. Но, тем самым, элементы казино легализуются в стенах школы.
И в целом, многочисленные исследования доказывают неэффективность цифрового обучения. Очевидно, что, например, «кликанием» выучить ни русский язык, ни математику невозможно, нужно, как минимум, писать и решать в тетрадях. Также эксперты подчеркнули, что цифровое обучение негативно влияет на память и формирование интеллекта детей.
Тем не менее, создаются условия для ускоренного внедрения в школу «цифры». Острая нехватка учителей, которая по существу пущена на самотек, как раз решается заменой традиционного обучения дистанционным.
Пилотный проект «Цифровые классы Подмосковья» был запущен в 2023 году в трёх школах. В 2024 году к нему подключились и другие школы. В цифровых классах предполагается чередование очного и электронного обучения. В «дистанционные дни» упор делается на самообразование, а не на онлайн-занятия с учителем. По отзывам родителей, ребятам просто дают задания, которые надо выполнить. Но это, безусловно, позволяет решить проблему нехватки кадров.
Как заметил эксперт, «с другой стороны, многие родители будут даже рады, если их детям покажут онлайн-урок от какого-нибудь заслуженного учителя истории или физики – всё лучше, чем отсутствие педагога по предмету. В конце концов эксперимент «Цифровой класс» признают успешным и распространят на все регионы по единому расписанию».
Подготовлены новые СанПины, согласно которым четвероклассникам можно до 50 минут пользоваться электронными средствами обучения (ЭСО) в школе и 90 минут дома ежедневно. Увеличение по сравнению с предыдущим СанПином минимум в пять раз (!).
Вызывает обоснованные настороженность и неприятие не только у родителей, но у просто здравомыслящих людей, предусмотренные цифровым обучением сбор и обработка данных всех учащихся. В Стратегии в качестве одной из задач было названо формирование цифрового профиля обучающегося, учитывающего все его учебные и внеучебные достижения.
Совершенно очевидно, что никто не против использования цифровых технологий в учебном процессе, но в данном случае речь идет об их тотальном наступлении.
Одним из проявлений такого наступления стал внесенный 15 мая в ГД законопроект № 918255-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части совершенствования независимой оценки качества подготовки обучающихся в организациях, реализующих образовательные программы)».
В пояснительной записке указано, что внешняя оценка повысит качество образования. А суть его в том, чтобы закрепить Всероссийские проверочные работы (ВПР) в качестве главного инструмента контроля образования. Неудовлетворительные результаты проверки приведут к снижению рейтинга школы, а для вузов и учреждений среднего профессионального образования (СПО) – запретом на приём студентов.
ВПР начали внедрять в качестве эксперимента. Его результатов общественность так и не дождалась, но для школ они станут обязательными. Задания ВПР (в Москве это МЦКО) напоминают вопросы на ОГЭ и ЕГЭ. Ученые, общественность, родители выступают против ЕГЭ, а тут вводят нечто подобное с четвертого класса.
Очевидно, что весь учебный процесс будет сломан, поскольку ребят будут натаскивать на сдачу ВПР, ведь результаты этой диагностики будут влиять на годовую оценку учащегося и рейтинг школы. Сейчас натаскивают старшеклассников на ОГЭ и ЕГЭ, а в перспективе это распространится от младших школьников до студентов. И в обязательном порядке.
Глава Рособрнадзора заявил, что ВПР будут сливаться в единую систему оценки качества образования для формирования цифрового профиля (портфолио) ребенка, чтобы все достижения ребенка хранились в одном месте.
В Народную приемную КПРФ в Москве в этом году поступило много жалоб от родителей чьих детей принуждали проходить МЦКО, причем, на платной основе. Депутат-коммунист С.Обухов направил депутатский запрос Генпрокурору с предложением проверить правомерность подмены оценки школы тестированием учеников и проведения диагностики и обработки персональных данных без согласия на то родителей.
Внесенный законопроект сделает все эти пока добровольные, по крайней мере официально, процедуры обязательными.
Хотелось бы напомнить, что ЕГЭ, который оказал катастрофически негативное влияние на качество школьного образования, был внедрен в России по рекомендации Всемирного банка.
ВПР навязывается им же. Уже в 2005 году планировалось «создание всероссийской системы оценки качества образования». В 2013 году Всемирный банк издал на русском языке документ «Проведение национальной оценки учебных достижений» (авторы В.Грини, Т.Келлаган). Там как раз и прописывается, что «внешняя» оценка знаний учащихся якобы более объективна, чем оценка школьных или вузовских педагогов. Фактическую реализацию этих рекомендаций мы и видим сейчас.
Документ, кстати, совершенно лживый, необъективный. В нем, в частности, отмечается, что в 30-е годы при Сталине произошел отказ от тестовой системы «для выявления наиболее способных представителей подрастающего поколения». И якобы именно в связи с отказом от единой внешней оценки качества образования начала проседать советская наука. (?!)
В действующий закон об образовании было внесено уже достаточно поправок. И очевидно, что ситуацию изменить они не могут. Необходимо принимать новый закон об образовании. Такой закон есть. «Образование для всех» – закон, разработанный КПРФ.
В Политическом отчете ЦК КПРФ XIX Съезду партии подчеркнуто, что «Неолиберализм продолжает лезть изо всех щелей. Он даёт о себе знать в призывах к новой приватизации, в издевательской ставке Центробанка, в наших культурных и образовательных потерях...
За умы и души людей нужно сражаться всегда, начиная с детских лет, со школьных программ и учебников. Мы, коммунисты, многое сделали, чтобы сдержать либерально–соросовский натиск на нашу школу. И мы продолжим эту борьбу. Фракции КПРФ в Госдуме готовит проведение осенью этого года Социально–образовательного форума. Он станет важным советом партии с общественностью».
Но необходимо наконец решить и актуальнейшую задачу разработки настоящей стратегии развития страны: какой мы хотим видеть ее в будущем, какая у нас будет экономика, кому должны принадлежать недра и пр. И усидеть на двух стульях, как показывает уже практика, не удастся. Невозможно говорить о суверенитете, национальных традициях и других правильных вещах и одновременно проводить внутреннюю политику по методичкам глобальных структур, а значит – в их интересах.