Документы /

Сергей Обухов про "Ультиматум Трампа" и его последствия для России и БРИКС

Анали­ти­че­ская записка
  • Регион: Международный уровень (в целом)
  • Тип документа:

    Обычный

  • Источник первичной публикации: ТК
  • Источник получения документа: КПРФ
  • Дата публикации документа:

    29.07.2025

Пресс-служба депутата Госдумы С.П. Обухова

29 Июля 2025, 14:53

1. Суть ультиматума Трампа и позиция США

  • Сокращение сроков и отказ от диалога: Президент США Дональд Трамп сократил срок для достижения перемирия на Украине с 50 до 10–12 дней (с 28 июля 2025 г.), мотивируя это отсутствием прогресса в переговорах с В. Путиным. Он также заявил, что »утратил интерес к разговорам» с российским лидером и не планирует новых контактов без официального приглашения в Китай .
  • Угрозы санкций: В случае невыполнения условий Трамп угрожает ввести:
    • 100% пошлины на российские товары;
    • «Вторичные тарифы» против стран, торгующих с Россией (включая Китай, Индию, Бразилию).
  • Внутриполитический контекст: Ультиматум противоречит заявлению спецпосланника С. Уиткоффа о возможности урегулирования к январю 2029 г., что свидетельствует о расколе в администрации США и усилении влияния «неоконов», выступающих за жесткую линию против России.
  • Срок окончания «ультиматума» приходится на август – традиционный месяц российской политической нестабильности. При этом оглашение ультиматума произошло одновременно с атакой на сети «Аэрофлота», что привело к очередному транспортному коллапсу в столичном авиаузле.

2. Официальные реакции России

  • Позиция Кремля: Пресс-секретарь президента Д. Песков ограничился формальным ответом: «Приняли к сведению», подчеркнув приверженность России «мирному урегулированию» при условии обеспечения национальных интересов. Отказ от оценок указывает на выжидательную тактику.
  • Жесткая реакция Медведева: Замглавы Совбеза РФ Д. Медведев:
    • Назвал ультиматум »шагом к войне», подчеркнув, что «Россия — не Израиль или Иран» для предъявления таких требований;
    • Отверг давление сенатора-экстремиста Л. Грэма: «Не вам и не Трампу диктовать сроки переговоров»;
    • Указал, что диалог завершится только после достижения всех целей СВО.

3. Угрозы для стран БРИКС и экономические риски

А. Санкционные риски:

  • Для Индии и Китая: Краткосрочное снижение ВВП до 0,5% из-за угрозы 100% пошлин на экспорт в США. Особенно уязвима Индия, импортирующая российскую нефть. По данным инсайдеров, Нью-Дели уже рассматривает сворачивание энергосотрудничества с Москвой под давлением США.
  • Для России: Удар по нефтегазовым доходам (ключевой статье бюджета), если Индия и Китай сократят закупки.

Б. Стратегические возможности БРИКС:

  • Ускорение дедолларизации: В ответ на санкции страны БРИКС могут усилить использование альтернативных валют в расчетах (например, китайскую платформу CIPS) и создать зерновую биржу БРИКС для обхода санкций.
  • Консолидация против США: По оценке Совета по международным отношениям (США), санкции способны сплотить БРИКС, подорвав долларовую гегемонию и стимулировав формирование многополярной торговой системы.

В. Сомнения в реализуемости угроз:

  • Экономисты предупреждают, что 100% пошлины на покупателей российской нефти вызовут:
    • Рост цен на нефть до $150/баррель;
    • Инфляционный шок в США, политически опасный для Трампа.
  • Расплывчатость формулировок: Трамп отказался уточнить детали санкций, назвав лишь «тарифы и возможно вторичные меры», что трактуется как элемент давления, а не готовый план.

4. Сценарии военной эскалации

  • Провокации против России: Ряд экспертов (в т.ч. военный журналист А. Сладков) прогнозирует массированные удары ВСУ по Москве после 10 августа с целью:
    • Спровоцировать РФ на жесткий ответ;
  • Напугать Европу и стимулировать закупки американского оружия
  • Позиция Медведева поддерживает этот сценарий: его предупреждение о «шаге к войне» указывает на готовность к силовому сдерживанию .

5. Некоторые выводы

  1. Тактический блеф Трампа? Ультиматум несет черты внутриполитического маневра:
    • Давление «неоконов» (особенно после противоречивого компромисса с ЕС в торговой войне);
    • Попытка создать образ «сильного лидера» перед выборами 2026 г.
    • Однако отсутствие консенсуса в администрации (противоречия с Уиткоффом) снижает его эффективность.
  2. Стратегические риски для США:
    • Санкции против БРИКС ускорят отход ряда стран от долларовой системы;
    • Евросоюз, несмотря на уступки по торговым тарифам, критикует «растянутые» сроки ультиматума как дающие России время.
  3. Перспективы для России и БРИКС:
    • Краткосрочно: Давление на Индию и Китай может вызвать экономические потери. Индия вроде готова «прогнутся», а Китай – нет, что будет означать усиления зависимости нефтяного экспорта России от КНР
    • Долгосрочно: Ультиматум может сплотить БРИКС, ускорив создание альтернативных США финансовых и торговых институтов, если лидеры БРИКС будут готовы проявить политическую волю (что пока сомнительно).
    • Возможности для России: Необходимо использовать 10–12 дней для публичного разъяснения последствий санкций для глобальной экономики и перевода диалога в многосторонние форматы (ООН, ШОС). Это минимизирует риски военной провокации и есть надежда на внесение диссонанса в западный глобалистский лагерь.