С 1 июля 2025 года в России произошло, уже ставшее привычным, но от этого не менее болезненным для большинства граждан, повышение тарифов на жилищно–коммунальные услуги.
Московская область - КПРФ.
30 Июля 2025, 19:19
В среднем по стране рост составил 11,9%, по официальным данным. Согласно исследованию Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), «средний рост тарифов ЖКХ достигнет 13,4%, что станет рекордным показателем за последние десять лет. Этот скачок значительно опережает прогнозируемый уровень инфляции, установленный Минэкономики на уровне 7,6%». И это ближе к реальности. Согласно отчету Росстата, «тарифы на отдельные виды коммунальных услуг в среднем по России изменились: на водоснабжение холодное +14,9%, водоотведение +14,6%, водоснабжение горячее и отопление +13,8%, газ сжиженный +13,5%, электроэнергию +13,0%».
Для Московской области средний индекс роста совокупной платы за коммунальные услуги был установлен федеральным правительством в размере 13,3% с возможным отклонением на 5%. И, как сказано в официальном сообщении, «поэтому максимально возможный рост совокупной платы за коммунальные услуги на отдельных территориях Подмосковья может варьироваться до 18,3%».
Эксперты пишут о некоторых особенностях «тарифной кампании 2025». Отмечают, что в этом году в ряде регионов проводили внеочередную индексацию, участились случаи «установления окончательных индексов платы по муниципалитетам сверх рамок, установленных распоряжением Правительства России». Впервые с 2021 года совокупная плата за ЖКУ выросла быстрее номинальных доходов населения.
Объяснения повышения вполне традиционны. Как всегда ссылаются на необходимость модернизации инфраструктуры ЖКХ, сетуют на рост стоимости ресурсов, огромную задолженность населения по оплате и пр.
Что касается инфраструктуры. По данным ФАУ «Главгосэкспертиза», износ сетей ЖКХ по стране превышает 60%, а реальные затраты на модернизацию только тепловых сетей оцениваются в более чем в 3 трлн. рублей.
По оценке к.э.н. И.А.Долматова, за шесть лет (2018–2023 гг.) в инфраструктуру вложено около 2,6 трлн руб. (в ценах 2023 года). Среднегодовые темпы замены сетей в 2016–2023 гг. составили 1% в год. Программой модернизации коммунальной инфраструктуры 2025–2030 запланирован рост общего объема инвестиций в 1,7 раза по сравнению с 2018–2023 гг. (в сопоставимых ценах) – в основном за счет роста бюджетных средств. К 2030 году планируется увеличить темпы замены сетей до 5% в год.
Все эти цифры не дают особую надежду, что когда–нибудь исчезнет эта причина для повышения тарифов для населения.
Собственно об этом уже официально объявлено. В апреле Минэкономразвития обнародовало уточненный прогноз по индексации платежей за услуги ЖКХ. В июле 2026 года предполагается повысить коммуналку на 9,8% вместо предполагавшихся ранее 5,4%. Еще через год тарифы в среднем по стране будут проиндексированы на 7,9% вместо ожидавшихся прежде 4,8%, с 1 июля 2028 года – на 5,9%.
Что касается роста стоимости ресурсов. По данным Минэнерго РФ, цены на необходимое для ТЭС и котельных топливо (газ, уголь, мазут) с начала текущего года поднялись на 15−30%%. Рост этот вызван снижением экспорта. Другими словами, граждане России из собственных кошельков покрывают убытки частных добывающих компаний, «прихватизировавших» общенародную собственность. То народное богатство, которое позволяло в советское время десятилетиями не повышать цены на продукты, проезд в транспорте, тарифы на ЖКХ (составлявшие не более 3% от доходов семьи), обеспечивавшее бесплатность образования, медицины, достойные пенсии, доступный для всех детей отдых в пионерских лагерях, санаторно–куротное лечение для взрослых и пр.
А сейчас, как о вполне естественном, само собой разумеющемся, пишут, что «по оценкам «Коммерсанта», потери «Газпрома» составляют 6 млрд.евро. Одновременно встаёт вопрос и относительно того, куда перенаправить освободившиеся объёмы. Очевидный выбор ― внутренний рынок. Однако эксперты, опрошенные изданием, отметили, что выручка компании будет в таком случае в 2,6 раза меньше, чем от экспорта. Всё это может привести к росту тарифов внутри РФ».
Что касается задолженности. Согласно статистике за 2024 года, в целом по стране задолженность превысила 800 миллиардов рублей. Член комитета Торгово–промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства К.Крохин заявил: «В последние несколько лет мы видим чёткую закономерность: насколько увеличиваются тарифы, настолько растёт и общая задолженность за ЖКУ».
Только по официальным данным, в нашей стране социально уязвимой является каждая пятая семья. Большинство россиян живёт от зарплаты до зарплаты. Согласно исследованию РОМИР, свыше 51% граждан не имеют сбережений. При этом, по данным опроса HeadHunter, большую часть зарплаты жители России тратят на еду и оплату жилья. По данным ВЦИОМ, значительная часть населения (67%) считает оплату ЖКУ одной из основных статей расходов, и 42% готовы сократить расходы на питание из–за повышения тарифов.
В сравнении с 2023–2024 гг. в стране серьёзно замедлился рост зарплат. При этом тарифы выросли рекордно. В результате многим россиянам приходится все больше экономить не только на непродовольственных товарах, но и на продуктах питания. Эксперты отмечают, что прослеживается четкая связь: чем сильнее взлетают цены на отдельные товары, даже, если они являются базовыми, тем меньше их начинают покупать. Например, после рекордного подорожания картофеля его потребление сократилось почти на 45%.
Как отмечает эксперты, «людям приходится сокращать потребление продуктов питания, так как их доходы уже не поспевают за продовольственной инфляцией. При этом доля заработка, которую российские домохозяйства в среднем тратят на еду, сохраняется на постоянном уровне – 30%. В основном, снижается качество и разнообразие питания».
Более того, «на фоне замедления роста зарплат у части населения не остается запаса прочности. Люди уже переориентировались на покупку самых дешевых продуктов питания, следующий шаг – это только сокращение потребления базовой еды в количественном выражении».
Все это приведет к еще большему обострению демографических проблем. Вопрос стоит уже о физическом выживании народа.
На этом фоне особенно цинично выглядит призыв Объединения российских управляющих компаний разрешить продавать коллекторам долги граждан за жилищно–коммунальные услуги. Появляется информация, что осенью в ГД планируют рассмотреть законопроекты, один из которых разрешает УК продавать «просрочку» ресурсоснабжающим организациям, а второй – упрощает взыскание долгов за ЖКУ – без обращения в суд, только с использованием исполнительной надписи нотариуса.
При этом принципы формирования тарифов остаются не всегда понятными и четкими. Госорганы запрашивают у ресурсоснабжающих организаций информацию о стоимости затрат энергии на производство ресурса; о стоимости содержания сетей (проводов, труб); о величине выручки для поддержания и развития инфраструктуры»; о количество жителей, получающих ресурс (чем меньше жителей используют ресурс, тем выше его стоимость) и т.д. Потом, используя различные формулы, устанавливаются тарифы для каждой ресурсоснабжающей организации.
Как–то слишком много в этом субъективизма. Неудивительно, что Генеральный прокурор России, в связи с широким общественным резонансом, поручил проверить обоснованность увеличения платежей, изучить действия региональных властей и коммунальных предприятий, чтобы определить предположительные нарушения. Особое внимание уделят пресечению попыток вносить в тарифы необоснованные расходы.
Тем более, что поводов для подобных предположений достаточно. Вот информация из газеты «Ведомости» от 6 сентября 2016 года: «СКР подозревает, что в 2007–2014 гг. три топ–менеджера передавали взятки чиновникам Коми во главе с бывшим губернатором Вячеславом Гайзером в обмен на выгодные тарифы на тепло– и электроэнергию и другие льготы и преференции. Взятки давались как в денежной форме (на сумму более 800 млн руб.), так и в виде 36% акций «Коми энергосбытовой компании», которая перешла в собственность аффилированного с чиновниками офшора. По указанию Ольховика чиновникам было выплачено не менее 177 млн руб., Вайнзихера – не менее 89 млн руб., установил СКР».
Судя по растущему числу коррупционных расследований в отношении разных чиновников, аппетиты некоторых из них мало чем ограничены.
Ну и можно вспомнить заявление, сделанное в марте 2019 года бывшим главой ФАС И.Артемьевым, что «граждане в большинстве своем по большинству коммунальных позиций давно переплачивают больше 100% себестоимости. И все эти разговоры, что мы какие–то там убогие, недоплачиваем этим коммунальным монстрам, – это все чушь собачья. Мы давно им все переплачиваем. Они на это дело содержат различного рода рестораны, дома отдыха для себя, охотничьи заимки».
Решение всех ключевых вопросов в сфере ЖКХ КПРФ видит в передачи этой стратегической отрасли, этой важнейшей сферы жизнеобеспечения под контроль государства. Прошлогодние многочисленные коммунальные аварии (только за первые две недели 2024 года произошли 2,5 тысячи аварий в сфере ЖКХ!) показали, что частник не может решить ключевые проблемы в этой сфере.
Одним из пунктов Народного референдума КПРФ был посвящен национализации ЖКХ.
Сейчас генерирующие мощности принадлежат одним, дырявые сети – другим, жилой фонд – третьим. Единой системы управления отрасли в стране нет. Олигархи, которым достались генерирующие мощности, получает за счет продажи электроэнергии огромные прибыли, но не вкладывает их в обновление отрасли. По данным Министерства строительства и ЖКХ, только 18% концессионных соглашений имеют инвестиционную составляющую. Уже давно нужно навести порядок!
Но надо не просто передавать собственность в руки государства, надо менять подход к государственному управлению, возвращаться к той практике, когда государство несет основную ответственность за содержание ЖКХ – в отличие от сегодняшнего времени, когда ее пытаются переложить на плечи жителей.
Альтернативы наращиванию расходов в этой сфере нет. На прошедшем в ноябре прошлого года правительственном часе были озвучены следующие цифры: недофинансирование ЖКХ за последние 30 лет составило 33 трлн рублей!
КПРФ разработала научно обоснованный бюджет развития, программу технологического возрождения страны, которые позволят укрепить сферу ЖКХ.
В краткосрочной перспективе КПРФ ставит вопросы о недопущении уменьшения финансирования этой сферы. Сейчас, когда чиновники все чаще говорят об ухудшении экономических прогнозов, когда председатель Совета Федерации заявляет, что «девиз следующих бюджетов – жесточайшая экономия, эффективность каждого рубля», настало время наконец определиться с нашими взаимоотношениями с международными организациями, которым, несмотря на санкции, мы продолжаем исправно платить взносы – 8,5 млн. долларов – в ОБСЕ, 12 млн. – в МВФ, 30 млн. – в ВОЗ, 5 млн. – в ВТО, по миллиону – в МАГАТЭ, в антидопинговое агентство ВАДА и другие структуры.
Пора, наконец, пересмотреть политику в отношении различных секторов экономики. Появились сообщения, что три системообразующих банка страны рассматривают возможность обратиться к ЦБ за финансовой помощью. Сообщается, что эта просьба связана с ростом проблемных кредитов. Которые стали таковыми совершенно очевидно из–за драконовской ключевой ставки. И опять вместо помощи гражданам и реальным производителям, помощь от государства хотят получить банки. Это притом, что в 2024 году они увеличили прибыль на 15%.
Даже решение только этих вопросов позволит увеличить финансирование и укрепить сферу ЖКХ.
Константин Черемисов,
Зам. Председателя Московской областной Думы,
секретарь МК КПРФ, член ЦК КПРФ.