Документы /

ЦИПКР: Мониторинг медиаполя выборов губернатора Иркутской области

Актив­ность в августе и прогноз на сен­тя­брь 2025 года
  • Регион: Иркутская область
  • Тип документа:

    Обычный

  • Источник первичной публикации: ЦИПКР
  • Источник получения документа: КПРФ
  • Дата публикации документа:

    02.09.2025

ЦИПКР провел очередной контент-анализ публикаций с упоминанием кандидатов в губернаторы Иркутской области в федеральных и региональных СМИ. Исследование показывает продолжающееся абсолютное доминирование в инфополе Иркутской области действующего губернатора региона Кобзева.

Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний, Центр исследований политической культуры России

2 Сентября 2025, 16:10

1. Контекст кампании

Начавшийся период активной агитации в СМИ выявил некоторые изменения в информационном поле идущей предвыборной кампании. Напомним, что выборы губернатора Иркутской области продолжают проходить на фоне высокой конкуренции. Участники кампании: действующий губернатор Игорь Кобзев (ЕР), экс-губернатор Сергей Левченко (КПРФ), депутат Заксобрания Лариса Егорова (СРЗП) и Виктор Галицков (ЛДПР).

Кампания вступила в активную фазу, пошли дебаты на телевидении и радио.

На первые дебаты дня не пришли Лариса Егорова и Игорь Кобзев. Причем губернатор Кобзев пока не  участвовал ни в одних дебатах, которые начались с 21 августа.

Таким образом, на телеканале «Россия-1» из четырех кандидатов в дебатах участвуют два: Сергей Левченко и Виктор Галицкой.

СМИ фиксируют как нарастание частоты официальных мероприятий власти, так и оппозиционных инициатив.

 

2. Динамика медиа-активности кандидатов

 

Сравнение медиа-активности за 18-20 августа 2025 года

Таблица 1

Медиа-активность кандидатов в губернаторы

за 01-31 августа 2025 года (федеральные и региональные СМИ)

Название объекта

Количество сообщений

Главная роль

МедиаИндекс

Охват (из открытых источников)

Негативный характер упоминаний

Позитивный характер упоминаний

Есть цитирование

Вовлеченность

1

КОБЗЕВ Игорь Иванович

9561

7126

30103,30

69,0 млн

25

536

5947

2560

2

ЛЕВЧЕНКО Сергей Георгиевич

725

342

3091,30

36,4 млн

58

116

360

269

3

ЕГОРОВА Лариса Игоревна

285

69

1205,00

30,2 млн

1

23

80

48

4

ГАЛИЦКОВ Виктор Владимирович

191

х

х

х

х

х

х

х

Примечание: Х – нет данных

 

График 1

Динамика медиа-конкуренции Кобзев - Левченко (01-31 августа 2025 г.)

 

Объект

МедиаИндекс

Количество сообщений

 

КОБЗЕВ Игорь Иванович

31644,50

10096

 

ЛЕВЧЕНКО Сергей Георгиевич

3096,40

729

 

Соотношение медиа-индекса публикаций о Кобзеве и Левченко выглядит как 1:10 в пользу Кобзева. По количеству сообщений соотношение еще более разительное — 1:14.

 

Общий контекст

 • До 21 августа: Кампания только набирала обороты. Ключевым событием стало выдвижение и регистрация Сергея Левченко, что придало выборам конкурентный характер. Медиа в целом фиксировали дуэль «Кобзев vs Левченко», при этом активность Егоровой и Галицкова была минимальной 

 • 21–31 августа: Кампания вступила в активную фазу. Кобзев усилил доминирование через официальную повестку и федеральную поддержку, Левченко наращивал поездки и мобилизацию, Галицков резко увеличил число инфоповодов, а Егорова осталась на периферии.

 

3. Итоги медиа-конкуренции: сравнение двух периодов

Проанализируем изменение структуры медиа-конкуренции на выборах губернатора Иркутской области за последний декадный отрезок 21-31 августа по сравнению с период с начала месяца – до 21 августа.

 

Кобзев (ЕР)

До 21 августа:

 • Основные поводы: гуманитарная помощь СВО, инфраструктура (дороги, школы), соцподдержка.

 • Негатив: скандал с министром образования и сбежавшей кошкой-«бенгалкой» (ирония в соцсетях).

 • Имидж: «административный хозяйственник», но с уязвимостями.

21–31 августа:

 • Основные поводы: открытие путепровода на Батарейной, фестиваль «Русское лето», встречи с Патрушевым и президентом РАН, темы экологии Байкала.

 • Негатив: критика за «пиар на спорте» и чрезмерный пиар на ЧС.

 • Итог: усилил охват и федеральную поддержку, но риски раздражения усилились.

 

Левченко (КПРФ)

До 21 августа:

 • Ставка на «Договор честности», программа «народного кандидата», социальная тематика (ЖКХ, доходы).

 • Поездки в районы, офлайн-мобилизация.

 • Имидж: «главный оппонент власти», с опорой на протестную риторику  .

 21–31 августа:

 • Ключевые инфоповоды: поездки в Баяндаевский и Нижнеилимский районы, Усть-Кут и Тулун; акция «Красные в городе», работа в регионе депутатов фракции КПРФ в Госдуме в поддержку Левченко.

 • Имидж: «оппозиция с этическим акцентом», но охват ограничен.

 • Проблема: остаётся в тени по медиа-эффекту, уступая Кобзеву и испытывает нарастающее информационное давление Галицкова из ЛДПР .

 

Егорова (СРЗП)

До 21 августа:

 • Регистрация, локальные соцповоды (медицина, образование).

 • Имидж: «невидимка», без конфликтности, минимальная цитируемость.

 21–31 августа:

 • Отдельные встречи в Осинском и Качугском районах.

 • Имидж: «сателлит», кампания «для галочки».

 • Видимость ещё более снизилась.

 

Галицков (ЛДПР)

До 21 августа:

 • Социально-популистская программа (пенсии, ипотека, земля), поездки в районы, но охват слабый.

 • Имидж: «протестный популист», полезный власти для размывания электората Левченко.

 21–31 августа:

 • Медиа-активность заметно выросла: заработал «первосентябрьский капитал», транспортная реформа, поддержка моногородов, регистрация доверенных лиц.

 • Имидж: «социальный конкурент», который начал перехватывать часть повестки у Левченко.

 

4. Модель ролей и динамика

По итогам контент-анализа публикаций проанализируем как менялась модель информационных ролей каждого из кандидатов в губернаторы Иркутской области.

 

До 21 августа:

 • Кобзев — «административный лидер».

 • Левченко — «оппозиция и социальная справедливость».

 • Егорова — «сателлит без влияния».

 • Галицков — «протестный популист», но слабо заметный.

 

21–31 августа:

 • Кобзев — «главный герой официальной повестки», доминирующий, но с рисками раздражения.

 • Левченко — «оппозиция с этическим акцентом», но без наращивания социальной риторики, угроза ослабления завоеванных позиций.

 • Егорова — «сателлит», фактически исчезающий из инфополя.

 • Галицков — «социальный конкурент», усилившийся и выходящий на роль основного ограничителя для роста медийного влияния Левченко.

 

5. Прогнозы

Если до 21 августа прогнозировалось доминирование Кобзева, но с рисками из-за скандалов; Левченко — главный оппонент; Галицков и Егорова — второстепенные акторы, то в последней декаде августа не выявлено факторов, усиливающих оппозицию. Одна из причин – ресурсные ограничения у Левченко, внутриэлитные союзники у него не проявились и он сражается с губернатором без мощной коалиции, какая была у него в 2015 г.

Поэтому с учетом информационной динамики за 21–31 августа уточним прогноз.

Кобзев будет сохранять информационное лидерство, но раздражение его пиаром усиливается; Левченко, если не нарастит социальную риторику и заметность кампании рискует уступить Галицкову часть не определившегося электората. Галицков становится всё более заметным. Егорова окончательно выпадает из повестки и предвыборной активности.

Таким образом, информационные тенденции периода 21–31 августа фиксируют следующие тренды:

 • усилившееся доминирование Кобзева с федеральной поддержкой;

 • заметный рост активности Галицкова, превращающегося в конкурента Левченко на социальном поле;

 • трудности у Левченко в удержании завоеванных позиций в медиаполе, несмотря на активные поездки и прибытие депутатской поддержки из Госдумы (слабый медийный эффект);

 • окончательная маргинализация Егоровой.

Активное участие в дебатах Левченко и Галицкова способно дать обоим кандидатам бонусы в борьбе за не определившегося избирателя.

 

Обзор подготовили:

С.П. Обухов, И.М. КуприяноваА.М. Михальчук, А.М. Богачев, 

Отв. за выпуск: С.П. Обухов, доктор политических наук

Центр исследований политической культуры России

Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний