Документы /

Резолюция круглого стола про пестициды направлена в федеральные министерства

Резо­лю­ция участ­ни­ков круг­лого стола на тему «Пести­циды и эколо­гия: как обес­пе­чить безо­пас­ность?»

5 сентября 2025

Резолюция круглого стола про пестициды направлена в федеральные министерства

Напомним, 21 июля в Доме союзов состоялся круглый стол на тему «Пестициды и экология: как обеспечить безопасность?», организованный партией «ЗЕЛЁНЫЕ» при поддержке партии «Новые люди». Резолюция круглого направлена в федеральные органы исполнительной власти, Совет Федерации и Генпрокуратуру России.

Резолюция

участников круглого стола на тему:

«Пестициды и экология: как обеспечить безопасность?»

21.07.2025 по инициативе фракции политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ»
в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации совместно
с политической партией «Российская экологическая партия «ЗЕЛЁНЫЕ» в Доме Союзов проведен круглый стол на тему «Пестициды и экология: как обеспечить безопасность?» (далее – Круглый стол).

В ходе проведения Круглого стола участниками сделаны следующие выводы.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что правовое регулирование в области безопасного обращения с пестицидами в настоящее время не является узким вопросом: это элемент продовольственной безопасности, фактор здоровья миллионов граждан и сохранения биоразнообразия природной среды, обязательное условие конкурентоспособности отечественного агропромышленного комплекса. Эффективное управление рисками требует полной прозрачности всей цепочки: от ввоза действующих веществ, до фактического применения в поле, а также жесткой ответственности хозяйствующих субъектов за достоверность данных в государственных информационных системах.

Процедура декларирования соответствия пестицидов, а также пищевой продукции, выращиваемой с их использованием, должна быть полностью пересмотрена. Недопустима ситуация, когда пищевая продукция не исследуется на остатки пестицидов, применяемых в ходе ее производства и хранения (включая импортную продукцию).

Особое внимание на круглом столе было уделено медико-биологическим последствиям, в том числе наличия остаточных пестицидов в продуктах питания и воде. В качестве интегрального показателя экологического благополучия региона экспертами рекомендована динамика заболеваемости детей.

Пестициды, попадая в организм человека, повышают риски онкологических заболеваний; способствуют бесплодию, повышают риски мутаций плода и преждевременных родов. Также они приводят к гормональным нарушениям, астме и аллергии, развитию проблем с иммунной системой. При этом опасность пестицидов состоит не только в остром отравлении, но и в хроническом, когда они постоянно попадают в организм в малых дозах. Для пестицидов характерен эффект кумуляции, то есть накопления токсических веществ в организме из-за неполной детоксикации и вывода. Негативное воздействие пестицидов усиливается
при повторном поступлении.

Тяжёлые опухоли головного мозга заметно чаще диагностируются у сельских жителей, причём большинство несовершеннолетних пациентов поступает из аграрных регионов – зон активного применения пестицидов. Наибольшую тревогу вызывает хлорпирифос – стойкий ингибитор ацетилхолинэстеразы, способный долго сохраняться в окружающей среде и оказывать выраженное воздействие на маленьких детей и плод в организме матери при проживании рядом с местами обработки.

Необходимо проводить полноценные многофакторные токсикологические испытания пестицидов на национальной базе, не опираясь только на токсикологические досье иностранных производителей действующих веществ.

Законодательство, регулирующее сферу безопасного обращения с пестицидами, необходимо обновлять по нескольким направлениям.   

Так, следует выводить из оборота препараты на основе устаревших или запрещённых действующих веществ и регулярно пересматривать максимально допустимые уровни (далее – МДУ) действующих веществ, применяя временный норматив 0,01 мг/кг при отсутствии утверждённого показателя.

Также при регистрации пестицидов важно учитывать суммарную нагрузку действующего вещества на конкретный земельный участок, а в экологической оценке анализировать хроническую токсичность и потенциал к биомагнификации.

Защита опылителей требует дополнительных мер: запрета на все дневные (с восхода до заката солнца) обработки пестицидами и на обработки цветущих энтомофильных культур (исключение: экстренные обработки для ликвидации очага выхода вредителей и предотвращения их распространения на соседние поля, производимые в соответствии с разрешениями Россельхознадзора и (или) уполномоченных исполнительных органов субъектов Российской Федерации, с обязательным применением репеллентов), запрета использования пестицидов из числа неоникотиноидов и  любых пестицидов системного действия для экстренных обработок цветущих энтомофилов, установления двухкилометровой санитарной зоны от населённых пунктов с запретом применения в ней пестицидов – неоникотиноидов, усиления контроля за соблюдением установленного порядка применения пестицидов.

Ключевой индикатор устойчивости сельского хозяйства – здоровье почвы, которое в значительной степени зависит от почвенной биоты. Необходимо оценивать степень токсичности препаратов на разные группы почвенных организмов для выработки более корректного регламента их применения, изучать влияние остаточного количества пестицидов на живые организмы при длительной интоксикации. Необходима интегральная оценка воздействия пестицидов на почвы, включающая мониторинг физико-химических изменений почв (с обязательными полевыми испытаниями, в том числе лизиметрическими исследованиями), биотестирование на педобионтах (в том числе с учётом сублетальных эффектов), адаптацию норм применения с учётом локальных условий. Игнорирование влияния пестицидов и слепое копирование западных сценариев интенсификации сельского хозяйства приведет к деградации сельскохозяйственных земель.

Несмотря на ратификацию Российской Федерацией Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях и Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов, на сегодняшний день остается неурегулированным вопрос мониторинга объектов захоронений непригодных пестицидов и их ликвидации, в том числе технологии безопасной утилизации (обезвреживания) непригодных пестицидов. По разным оценка в России захоронено более 20 000 тонн непригодных пестицидов. Такие захоронения могут наносить вред окружающей среде и здоровью человека.

Заслушав выступления основных докладчиков и обсудив все замечания, высказанные на заседании круглого стола, участники круглого стола рекомендуют:

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

– ускорить принятие внесенных законопроектов № 782661-8 и 883107-8;

– с учетом высокой опасности пестицидов для здоровья человека инициировать введение полного запрета на продажу пестицидов на неспециализированных интернет-площадках лицами, не уполномоченными изготовителем;

– инициировать введение уголовной ответственности за продажу нелегальных пестицидов;

– подготовить поправки к Федеральному закону от 19.07.1997 № 109-ФЗ
«О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», предусматривающие:

а) расширение объекта закона на все применяемые в агропромышленном комплексе (далее – АПК) химические и биологические вещества;

б) передачу Россельхознадзору полномочий по проверке состава всех партий пестицидов, обращающихся на территории Российской Федерации, в том числе производимых на территории Российской Федерации, а также контролю ограничительных и природоохранных мер при использовании пестицидов и агрохимикатов в сельскохозяйственном производстве;

в) возможность проведения токсикологической оценки опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей в научных учреждениях ФМБА России;

г) предоставление необходимых данных о составе и свойствах препаратов контролирующим органам посредством системы одного окна Минсельхоза России;

д) для обеспечения полной прослеживаемости пестицидов проработать вопрос введения ответственности для всех участников обращения пестицидов и агрохимикатов за невыполнение обязанности регистрироваться и вносить полную и достоверную информацию во ФГИС «Сатурн» (включая фермеров, дистрибьютеров, сетевые и розничные магазины, а также нецелевых пользователей (муниципалитеты, коммунальные службы, компании, занимающиеся озеленением, а также компании, приобретающие для собственных нужд, не связанных с основной деятельностью).

2. Правительству Российской Федерации:

– создать Межведомственную комиссию по разработке и утверждению МДУ действующих веществ пестицидов, пересмотру возможности использования Россией пестицидов, запрещенных в других странах, утвердить актом Правительства Российской Федерации положение, состав и периодичность заседания комиссии (под руководством Минздрава России при участии РАН, ФМБА, Росздравнадзора, Минобороны России, Роспотребнадзора, Минсельхоза России и Россельхознадзора);

– принять государственную программу по поэтапному выводу из обращения высокотоксичных действующих веществ пестицидов, запрещенных к применению в странах торговых партнерах Российской Федерации в сфере АПК;

– расширить перечень обязательного экологического мониторинга, включив все стойкие и биоаккумулирующиеся действующие вещества;

– разработать механизмы государственной поддержки научных исследований, разработки и внедрения альтернативных пестицидам технологий защиты растений, не оказывающих или оказывающих минимальное негативное воздействие на природу и здоровье человека;

– разработать государственную программу по переходу агропромышленной отрасли к интегрированной защите растений, сочетающей биологические, агротехнические и химические методы воздействия для снижения пестицидной нагрузки;

– стимулировать создание и регламентацию методов исследования на идентификацию расширенного перечня пестицидов;

– разработать долгосрочную Стратегию земельной политики Российской Федерации, которая определит принципы рационального использования земель, способы диагностики здоровья почв и параметры оценки как основы почвенно-агрохимической и фитосанитарной диагностики почвы, ее реабилитации, а также практической биотехнологии почвенной экосистемы, а также принципы ответственности за сохранность земель;

– в рамках существующих программ поддержки исследований и научно-технической деятельности провести исследование на тему влияния захоронений «непригодных пестицидов» на здоровье населения, проживающего в непосредственной близости к захоронениям, в том числе определение «эффективного» радиуса воздействия

3. Минсельхозу России:

– разработать и разместить в общем доступе схему защиты растений в отношение каждой культуры;

– исключить препараты на основе хлорпирифоса из Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов;

– ввести ограничения совокупной нагрузки действующих веществ на каждый земельный участок;

– инициировать процедуру исключения из Государственного каталога пестицидов регламентов применения пестицидов для культур, в отношении которых отсутствуют МДУ действующих веществ пестицидов;

– разместить в каталоге полную информацию об ограничениях применения
для каждого препарата;

– разработать и внедрить программу обучения фермеров, включая образовательный экологический блок (в том числе о последствиях нарушения регламентов использования пестицидов для здоровья человека и природной среды);

– снизить финансовые и административные барьеры при регистрации пестицидов для минорных сельскохозяйственных культур, проработать вопрос внедрения специального перечня таких культур, для которых упрощается процедура регистрации пестицидов и разработки МДУ действующих веществ пестицидов;

– проработать вопрос внедрения новых правил ветеринарно-санитарной экспертизы меда, предусматривающих обязательный контроль на содержание пестицидов, токсичных элементов и ветеринарных препаратов (включая антибиотики), утвердить четкие нормативные определения фальсифицированного меда и методики его выявления;

– проработать вопрос создания механизма субсидирования затрат на лабораторные исследования остатков пестицидов в продукции. Обеспечить компенсацию части расходов фермерских хозяйств на обязательные анализы, проводимые аккредитованными лабораториями, с целью снижения финансового бремени и повышения доступности контроля качества;

– внедрить всесторонний анализ состояния культивируемых почв на основе данных перманентного агроэкологического мониторинга (в целях разработки и последующей реализации системных мероприятий по оперативному оздоровлению нарушенных почвенных экосистем), внедрить систему реперных участков и опытных полей для отработки технологий защиты и реабилитации почв, загрязненных токсикантами, увеличить государственное задание на проведение данных исследований;

– инициировать разработку для последующего создания государственного стандарта интегрального показателя качества почв, оценивающего ее плодородие. Обратить внимание Росреестра на необходимость внесения в многолетний план разработки и закрепления соответствующим нормативным документов метода изучения плодородия почв;

– продолжить реформирование механизма государственной регистрации пестицидов в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов по принципу единого окна (в целях исключения коммерческих посредников из системы государственной регистрации, взаимодействие с которыми приводит к многократному увеличению стоимости и сроков проведения регистрационный испытаний, а также дальнейшей систематизации, синхронизации и увеличения прозрачности всех этапов процесса государственной регистрации средств защиты растений). 

4. Минсельхозу России и Минпромторгу России:

– оказать содействие развитию отечественной сырьевой базы и производству пестицидов, проработать вопрос внедрения новой государственной программы поддержки отечественных производителей действующих веществ и пестицидов, направленной на снижение зависимости от импорта, повышение доступности качественных препаратов для отечественных фермеров и укрепление технологической независимости АПК.

5. Минприроды России и Минсельхозу России:

– при утверждении регламентов применения и оценки воздействия пестицидов обязательно учитывать показатели хронической токсичности и биомагнификации.

6. Минприроды России:

– разработать и внедрить алгоритм уничтожения контрафактных и фальсифицированных пестицидов, даже в случае отсутствия установленного владельца;

– в целях поддержки малых и средних фермерских хозяйств проработать вопрос создания механизма бесплатной или субсидируемой утилизации непригодных пестицидов для фермеров, а также программы, предусматривающей компенсацию затрат на транспортировку и уничтожение устаревших или запрещённых препаратов;

– проработать вопрос целесообразности нормативного закрепления понятия «непригодные пестициды» или «пестициды, пришедшие в негодность и (или) запрещённые к применению»;

– поддержать программу Союзного Государства «Разработка комплексного решения по охране окружающей среды от загрязнения непригодными пестицидами, включая создание технологии обезвреживания и опытной установки с апробацией при ликвидации Городокского захоронения».

7. Роспотребнадзору:

– прекратить практику использования иностранных лабораторных досье и обеспечить проведение полного цикла токсикологических и эпидемиологических исследований пестицидов на территории Российской Федерации, включая оценку отложенных эффектов для здоровья человека;

– при оценке рисков воздействия препаратов опираться на собственные многофакторные данные и результаты независимых исследований, полученные в отечественных научных центрах;

– сформировать и направить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации план работ по пересмотру (ужесточению) МДУ действующих веществ пестицидов, представить на парламентских слушаниях доклад о реализованном и планируемом комплексе мер по контролю остаточных пестицидов в российских и импортных продуктах питания;

– расширить лабораторную сеть и обеспечить контроль остаточного содержания максимально широкого перечня остаточных пестицидов в российской и импортной продукции растениеводства;

– регламентировать понятие коктейлей пестицидов (когда в одном продукте фиксируются два и более пестицидов, усиливающих негативное воздействие друг друга) и проработать механизмы недопущения попадания потребителю продукции с такими характеристиками;

– утвердить перечень высокотоксичных действующих веществ пестицидов, запрещенных к дальнейшей регистрации в Российской Федерации, для целей принятия государственной программы по выводу из обращения пестицидов, запрещенных к применению в странах торговых партнерах Российской Федерации в сфере АПК.

– регламентировать оценку риска для здоровья человека от применения баковых смесей пестицидов, включая изучение их комбинированного остаточного содержания в пищевой продукции. Необходимо регламентировать применение таких баковых смесей и разработать механизмы предотвращения поступления в оборот продукции с потенциально опасными комбинациями (два и более).

8. Россельхознадзору:

– совместно с экспертным сообществом продолжить работу по актуализации государственных стандартов по пестицидам в рамках деятельности технического комитета по стандартизации «Пестициды (Химические средства защиты растений)» (ТК 173);

– проанализировать ситуацию и обеспечить равные условия контроля и безопасности для отечественной и импортной пищевой продукции. Рассмотреть вопрос об ужесточении контроля за соблюдением российских нормативов МДУ остатков пестицидов в импортной продукции, недопущение поступления иностранной продукции с превышением содержания остаточных пестицидов;

– рассмотреть возможность оптимизации работы системы ФГИС «Сатурн» с учетом потребностей малых и средних хозяйств, в том числе внедрения упрощённых интерфейсов для своевременного внесения данных в систему, а также исключения штрафных санкций за технические ошибки при условии их оперативного исправления.