По итогам прошедшего 12–14 сентября голосования «Единая Россия» (ЕР) получила большинство во всех 25 городских советах региональных столиц, где проходили выборы. По подсчетам “Ъ”, всего партия власти завоевала 82 дополнительных мандата и добавила в свою копилку новый «монопарламент» — гордуму Магадана. И хотя кое-где единороссов все-таки стало чуть меньше, ЕР удалось главное: вернуть под полный контроль депутатские собрания Томска, Новосибирска и Тамбова, где по итогам кампании пятилетней давности бал правила оппозиция.

Согласно подсчетам “Ъ”, общее число мандатов ЕР в новых созывах горсоветов увеличилось на 12,5% (см. график). В 18 случаях количество единороссов выросло, в шести — сократилось (Владимир, Махачкала, Краснодар, Липецк, Ульяновск, Ростов-на-Дону) и только в гордуме Воронежа осталось таким же. Добавим, что по сравнению с 2020 годом в парламентах Астрахани и Нижнего Новгорода изменилось общее число депутатов, а в Ставрополе выборы прошли досрочно и для сравнения там брались результаты 2021 года (число мандатов тоже возросло).
Горсовет Магадана пополнил список «монопарламентов»: теперь там будут заседать исключительно единороссы (21 депутат). Благодаря постепенному переходу на чисто мажоритарную систему таких собраний становится все больше (см. “Ъ” от 7 ноября 2024 года). В прошлом году к ним прибавился депутатский совет Нарьян-Мара, столицы Ненецкого автономного округа. Хотя есть и обратные примеры: если пять лет назад в гордуму Владимира избрались только единороссы, то в этом году там появились представители ЛДПР, «Справедливой России — За правду» (СРЗП) и «Новых людей» (НЛ).
Главным проигравшим снова оказалась КПРФ, которая недосчиталась 30,7% мандатов (год назад коммунисты сократили присутствие в горсоветах региональных столиц сразу в 3,5 раза; см. “Ъ” от 11 сентября 2024 года). Сильнее всего ее фракция «ужалась» в Краснодаре — с шести человек до одного. Члены КПРФ вновь не сумели попасть в парламенты Владимира и Липецка, а также вылетели из гордумы Магадана и горсовета Сыктывкара, где ранее заседали сразу четыре коммуниста.
Либерал-демократы свой результат улучшили, причем сразу на 25%. Они не переизбрались в горсоветы Новосибирска и Магадана и вновь не сумели пройти в парламент Костромы, зато представители ЛДПР появились во Владимире, Махачкале, Ульяновске и Липецке. СРЗП осталась почти при своем (минус 7%). Эсеры не переизбрались в депутатские собрания Иваново, Ростова-на-Дону, Смоленска и Магадана, а также снова не сумели попасть в парламенты Костромы и Новосибирска. Но в Орле и Махачкале их фракции выросли почти вдвое, до восьми и пяти человек соответственно (было пять и три).
Для НЛ, которые пять лет назад впервые участвовали в выборах, результаты голосования-2025 оказались более чем удачными: партия впервые прошла в горсоветы Владимира, Ставрополя, Иваново, Краснодара, Ростова-на-Дону, Ульяновска, Астрахани, Смоленска, Новосибирска, Воронежа, Липецка, Тамбова, Казани, Ижевска и Чебоксар. Единственным же парламентом, откуда ее представители вылетели, стало депутатское собрание Махачкалы.
Если говорить об отдельных городах, то сильнее всего ситуация изменилась в Томске, Новосибирске и Тамбове, где по итогам выборов-2020 единороссы не сумели получить большинства.
В Томске, напомним, депутатами стали сразу несколько сторонников оппозиционера Алексея Навального, а кроме того, была сформирована фракция «Яблока» из трех человек. Но к концу созыва от внесистемной оппозиции почти ничего не осталось (большинство ее представителей покинули страну и были лишены мандатов), а по итогам выборов-2025 единороссы получили 31 из 37 мандатов (вместо прежних 11). Оставшиеся поделили представители думской оппозиции.
Похожая ситуация сложилась в Новосибирске: пять лет назад ЕР получила там всего 22 из 50 мандатов, а в парламенте оказались восемь коммунистов, четыре либерал-демократа и сразу 14 самовыдвиженцев (среди которых были и сторонники внесистемной оппозиции). Впрочем, по ходу созыва все «внесистемщики» были лишены мандатов, а фракция ЛДПР самораспустилась (ее бывшие члены вошли в ЕР). В итоге в новом горсовете Новосибирска будут заседать 40 единороссов, шесть коммунистов, три представителя НЛ и один — «Родины».
Наконец, особая ситуация в 2020 году сложилась в Тамбове, где ЕР разгромно проиграла «родинцам» под предводительством бывшего мэра Максима Косенкова. Однако сразу после этого экс-градоначальнику предложили вернуться в кресло главы города, а накануне очередных выборов он и вовсе вступил в ЕР (см. “Ъ” от 9 апреля). В результате партия власти получила 27 из 35 мандатов (против шести в 2020 году).
Политолог Константин Калачев констатирует, что на результатах муниципальных кампаний этого года сказались системные факторы: «Консолидация элиты региональной властью, апатия бывших "сердитых горожан", размывание критически настроенных избирателей, которые разбрелись по разным партиям парламентской оппозиции, а также эффект "новой нормальности". Оппозиционные партии борются друг с другом, при этом с "Единой Россией" не борется никто».
Андрей Прах, Божена Иванова; корсеть “Ъ”
Газета «Коммерсантъ» №171 от 18.09.2025, стр. 3