Документы /

Гершуни Владимир Львович

Био­гра­фия
  • Автор:

    Паповян Е. М.

  • Тип документа:

    Биосправка

  • Источник первичной публикации: ХРОНОС
  • Источник получения документа: ХРОНОС
  • Дата публикации документа:

    23.09.2025

Гершуни Владимир Львович (18.03.1930, Москва — 19.09.1994, Москва). Племянник * руководителя боевой организации эсеров Г.А.Гершуни (1870—1908). Детство провел в детском доме **. Во время учебы в институте *** был арестован за участие в молодежной антисталинской группе ****. Осужден Особым совещанием по ст. 58 УК РСФСР на 10 лет лагерей. Срок отбывал в Степлаге, где познакомился с А. Солженицыным (в дальнейшем помогал ему в работе над “Архипелагом ГУЛАГ” *****). Освобожден в 1955.
Вращался в литературных кругах, где познакомился с авторами самиздата и будущими диссидентами (Г. Померанцем, А. Якобсоном).
В декабре 1965 принял участие в “митинге гласности” в защиту арестованных писателей А. Синявского и Ю. Даниэля.
В 1969 подписал ряд правозащитных документов, в том числе поддержал первое письмо Инициативной группы по защите прав человека в СССР (20.05.1969).
18.10.1969 Г. был арестован. Обвинялся по ст. 190-1 УК РСФСР. В Бутырской тюрьме 55 дней держал голодовку, приуроченную к Дню защиты прав человека (с 08.12.1970 по 31.01.1971). Психиатрической экспертизой в Институте им. Сербского был признан невменяемым. Определением Московского городского суда от 13.03.1970 направлен на принудительное лечение в спецпсихбольницу. Содержался в Орловской СПБ (Орел) (декабрь 1970 — апрель 1974). Подвергался искусственному кормлению и медикаментозному воздействию: инъекции аминазина и галоперидола. Феноменальная память позволила Г. зафиксировать множество сведений о врачах и других политических узниках Орловской спецпсихбольнице, эту информацию ему удалось сообщить П. Григоренко во время случайной встрече в Институте им. Сербского (опубликована в “Хронике текущих событий” (Вып. 19)). Затем переведен в психиатрическую больницу № 13 (Москва), откуда в октябре 1974 был выписан. Работал на жировом комбинате, в строительных организациях, сторожем.
Участвовал в работе молодежного литературного клуба “Воскресенья”, руководимого В. Абрамкиным. В 1976—1982 опубликовал под псевдонимом В. Львов более 200 материалов в московских газетах и журналах (статьи и заметки по фольклористике, лингвистике, книговедению, остроты и каламбуры).
С начала 1978 Г. участвовал в сборе материалов для самиздатского литературно-публицистического журнала “Поиски”, с № 3 (октябрь 1978) вошел в его редколлегию. Вел в журнале литературный раздел, помещал свои авангардистские стихи и публицистику.
С 1978 — член Свободного межпрофессионального объединения трудящихся (СМОТ), в 1980—1982 — член редколлегии информационного бюллетеня СМОТ. В июле 1981 вошел в советскую секцию организации “Международная амнистия”.
Постоянно подвергался внесудебным преследованиям (домашние аресты, допросы, профилактические беседы). На время Московской Олимпиады (июль — август 1980) был помещен в психиатрическую больницу.
В третий раз арестован 17.06.1982. Ему было предъявлено обвинение по ст. 190-1 УК РСФСР, инкриминировалось участие в издании информационного бюллетеня СМОТ. Мосгорсуд определением от 12.04.1983 направил Г. в спецпсихбольницу. Содержался в спецпсихбольнице в Благовещенске, затем в г. Талгар Алма-Атинской области (до декабря 1987).
После освобождения занимался восстановлением памяти о забытых и репрессированных писателях и поэтах. Был постоянным сотрудником газеты “Экспресс-Хроника”, участвовал в литературной жизни Москвы, занимался лингвистикой (подготовил антологию “Русский мат”).
Похоронен на Востряковском кладбище.

Паповян Е.М.

Использованы материалы журнала НЛО.

Примечания ХРОНОСа:

* Не племянник, а ВНУЧАТЫЙ племянник Г.А. Гершуни, в честь которого назван был его старший брат Георгий.

** В детском доме провел не все детство, а часть, часть жил с родителями и сестрами.

*** В институте вообще не учился. Закончил «химический техникум», недолго работал мастером на каком-то химическом заводе (что-то связанное с резиной).

**** Впервые был арестован не в институте, а еще во время обучения в школе. Но не «за участие в молодежной антисталинской группе», а за создание группы «истинных ленинцев». Уже приглашенный в группу четвертым всех сдал.

***** Во 2-м издании «Архипелага» ему посвящена главка. Однако находясь в психушке и после выхода не получил ни цента из «Фонда поддержки политзэков» Солженицына. И также не назван в предисловии как основной собиратель документов и свидетелей для книги (хотя было обещано). Сам писать мемуары отказывался – вся уникальная колоссальная информация пропала. Мемуары не мог писать по одной причине – врать не мог, а полную правду и свое мнение (оценки) о некоторых людях (Солженицын, Горбаневская и др.) писать не хотел (переживал за них).

Примечания подготовил Фархад Ильясов.