Родился 15 марта 1949 в селе Новоалександровка Болотнинского р-на Новосибирской области в крестьянской семье. 13-й ребенок в семье. Русский. Через два года семья переехала в с. Машково.
Первоначально неудачно поступал в НЭТИ.
В 1967 поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, окончив его в 1972 г. по специальности "инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог". В 1990 окончил Академию народного хозяйства при СМ СССР.
До поступления в институт в 1966-1967 гг. работал слесарем-сборщиком Новосибирского авиазавода им. Чкалова.
После окончания иниститута работал на Восточно-Сибирской железной дороге: в 1972-1973 - дежурным по станции Вихоревка в Иркутской области, в 1973-1974 - дежурным по станции Нижнеудинская, в 1974-1975 - начальником станции Азей, в 1975-1978 - начальником станции Нижнеудинская.
В 1978 году перешел на работу на Юго-Восточную железную дорогу. В 1978-1979 - заместитель начальника станции Отрожка (г.Воронеж) Юго-Восточной жедезной дороги, в 1979-1980 - заместитель начальника отдела движения Воронежского отделения дороги, в 1980-1984 - начальник отдела движения - заместитель начальника Воронежского отделения Юго-Восточной железной дороги.
В 1984 году был назначен на должность заместителя начальника Мурманского отделения Октябрьской железной дороги.
В 1985-1986 - начальник Ленинград-Финляндского отделения Октябрьской железной дороги.
В 1986-1991 - заместитель начальника Октябрьской железной дороги, в 1991-1992 - главный экономист - заместитель начальника дороги.
В 1992 году был назначен первым заместителем начальника Октябрьской железной дороги.
В 1994-1996 - заместитель Министра путей сообщения РФ.
С ноября 1996 по апрель 1997 года - первый заместитель Министра путей сообщения РФ. Курировал вопросы пассажирских перевозок.
14 апреля 1997 был назначен Министром путей сообщения РФ, сменив на этой должности Александра Зайцева.
После отставки Правительства РФ с 25 марта 1998 г. исполнял обязанности Министра путей сообщения РФ.
28 апреля 1998 года Указом Президента РФ был вновь назначен Министром путей сообщения в реорганизованном Правительстве РФ.
23 августа 1998 года Указом Президента РФ Правительство Сергея Кириенко было отправлено в отставку. До назначения нового Правительства Аксененко являлся и.о. Министра.
25 сентября 1998 года Указом Президента РФ был назначен Министром путей сообщения РФ в кабинете Е.Примакова.
12 мая 1999 Указом Президента РФ назначен исполняющим обязанности первого заместителя Председателя Правительства РФ.
В мае 1999 года назначен председателем Комиссии по оперативным вопросам Правительства РФ.
20 мая 1999 Указом Президента РФ назначен первым заместителем председателя Правительства РФ.
В мае 1999 г. выступил с инициативой создания общегосударственного инвестиционного фонда, в который все российские предприятия будут обязаны перечислять 2% от выручки. (КоммерсантЪ. 2 июня 1999 г.).
8 июня 1999 г. было утвержедно распределение обязанностей между заместителями Председателя Правительства РФ. В соответствии с ним, Аксененко "координирует вопросы развития реального сектора экономики, промышленной, структурной и инвестиционной политики, формирования и реализации государственной политики в области энергетики, строительства и транспорта". Также он ведет вопросы антимонопольной политики, деятельности естественных монополий, поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса, финансового оздоровления промышленных предприятий; ведет вопросы развития деятельности транспортного, топливно-энергетического и строительного комплексов, дорожного хозяйства, обеспечения народного хозяйства и населения всеми видами перевозок и топливно-энергетическими ресурсами; ведет вопросы телекоммуникаций, стандартизации, метрологии и сертификации продукции. Он координирует вопросы формирования и реализации государственной политики в сфере отношений со странами Содружества Независимых государств, миграционной политики, переселения и обустройст
Биография