Документы /

Гуров Александр Иванович

Био­гра­фия
  • Тип документа:

    Биосправка

  • Источник первичной публикации: Пресс-релиз
  • Источник получения документа: Пресс-релиз
  • Дата публикации документа:

    30.09.1995

Гуров Александр Иванович
Родился 17 ноября 1945 года в Тамбовской области, русский.
С 1967 года служил в органах внутренних дел, был рядовым в конвойном полку милиции. Окончил Московский государственный университет. В 1970 году перешел в отдел уголовного розыска в аэропорту Внуково, затем работал инспектором боевой подготовки.
В 1974-1978 годах работал в Управлении уголовного розыска МВД СССР, а затем - во Всесоюзном научно-исследовательском институте (ВНИИ) Министерства Внутренних Дел (МВД) СССР. Защитил кандидатскую диссертацию по анализу карманных краж. Докторская диссертация Гурова была полностью посвящена изучению проблем организованной преступности в СССР, при этом он часто не делал различий между преступностью групповой и организованной.
В 1988 году после публикаций статей журналиста Юрия Щекочихина о советской мафии, основанных на интервью с Гуровым и вызвавших большой общественный резонанс, Гуров стал широко известен. Министр внутренних дел СССР Вадим Бакатин предложил ему на выбор посты либо начальника Управления, либо помощника министра. Гуров принял первое предложение и стал начальником Шестого главного управления МВД СССР по борьбе с организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом. Ему было присвоено звание генерал-майора.
В 1990 году был избран народным депутатом России по 33 Мичуринскому территориальному округу (Москва). Был одним из трех депутатов по Москве, кандидатуры которых поддерживал "Блок общественно-патриотических движений России". Сам Гуров говорил, что его включили в этот список без его ведома, но ни публично, ни печатно от поддержки "патриотов" не отрекался. В то же время его доверенным лицом был Ю.Щекочихин, входивший в Межрегиональную депутатскую группу (МДГ).
Был членом Комитета ВС России по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью. Участвовал в работе комиссии ВС, созданной в 1991 году для расследования "Дела о ста сорока миллиардах рублей", которые по договору между двумя российскими и южно -африканской фирмой и с санкции заместителя Председателя Совета Министров РСФСР Геннадия Фильшина должны были быть "проданы" за 7 миллиардов 756 миллионов долларов.
На съездах голосовал за приостановку действия 6-й статьи Конституции, предусматривавшей руководящую роль КПСС, против принятия "Декрета о власти".
Весной 1992 года вступил в депутатскую группу "Гражданское общество", в основном сформировавшуюся из бывших радикальных демократов, перешедших в оппозицию Ельцину и Гайдару. Осенью 1992 года группа вошла в оппозиционный блок "Российское единство".
В качестве начальника управления отдал приказ о проведении ряда следственных действий в отношении фирмы Артема Тарасова "Исток" (лично Гурову Тарасов в связи с этим не предъявлял никаких претензий). Ряд коллег Гурова скептически оценивали работу его управления, считая, что она носит показной характер. Полковник А.Волобуев из ВНИИ МВД обвинил осенью 1991 года в прессе управление Гурова в том, что оно использовалось для "удушения предпринимательства".
После ликвидации МВД СССР у Гурова не сложились отношения с Министром внутренних дел России Виктором Ериным, и он вынужден был перейти в Министерство безопасности с понижением в должности. После ухода обвинил руководство МВД России в развале его управления.
Занимал пост первого заместителя начальника Центра общественных связей Министерства безопасности. В июне 1992 года на пресс-конференции Гуров сказал, что МБР поддерживает заявление генерал-майора Александра Лебедя о ситуации в Приднестровье (Лебедь обвинил руководство Молдавии в фашизме и в проведении политики геноцида в отношении народа Приднестровья).
В сентябре 1992 года Гуров обвинил Глеба Якунина, Льва Пономарева и ряд других членов комиссии по проверке архивов КГБ в незаконном использовании этих документов и даже в их краже. В ответ упомянутые им депутаты потребовали привлечь Гурова к ответственности за клевету.
Перспективы своей дальнейшей политической карьеры оценивает скептически (1993). Заявил, что намерен сосред