14 октября депутаты Госдумы фракции КПРФ А.В. Корниенко, Н.А. Останина, М.Н. Прусакова, С.Г. Левченко и С.П. Обухов направили запрос премьер-министру М.М. Мишустину с просьбой пояснить планы правительства по резкому повышению утилизационного сбора в отношении импортируемых автомобилей с двигателями мощностью свыше 160 л.с. В частности, законодатели попросили дать ответ на вопрос о том, каковы цели и причины очередного изменения расчета размера утилизационного сбора, как количество лошадиных сил автомобиля влияет на процесс его утилизации и каковы риски роста социальной напряженности в обществе из-за роста цен на авто, который последует после принятия соответствующего постановления.
Андрей Неретин, КПРФ.ру
14 Октября 2025, 17:00 (обновление: 14/10/2025, 18:56)
В депутатском запросе сказано: «По многочисленным оценкам экспертов, принятие указанного проекта нормативного правового акта вызовет существенное падение рынка импорта (до минус 50%) и удорожание большинства популярных среди российских семей марок на несколько миллионов рублей, что сделает для них невозможным приобретение автомобиля. Особенно негативно это отразится на регионах Дальнего Востока и Сибири, где граждане в основном пользуются ввозимыми из-за границы автомобилями, поскольку предлагаемый проект прямо влияет на возможность приобретать подержанные иностранные автомобили среднего класса в возрасте 3-5 лет и старше, что востребовано среди дальневосточников. На Дальнем Востоке японские и южнокорейские марки автомобилей хорошо зарекомендовали себя у семей с детьми, а также при езде по сложному рельефу и плохим дорогам. Многие из них подпадают под новые критерии повышения утилизационного сбора как по количеству лошадиных сил, так и по принадлежности к гибридам или электрокарам».
Депутаты фракции КПРФ в своем обращении указали, что в случае повышения утильсбора уже в 2025 г. популярные азиатские модели автомобилей подорожают на 2,9 млн р., а в 2026 г. – больше, чем на 3,5 млн р. «Фактически данная мера сделает невозможным импорт таких относительно недорогих и удобных для жителей, в том числе многодетных семей, машин», - подчеркнули авторы обращения.
Необходимо напомнить, что 7 октября состоялось заседание фракции КПРФ, в котором принял участие министр промышленности и торговли РФ А.А. Алиханов. Секретарь ЦК КПРФ по работе с регионами Дальнего Востока, депутат Госдумы А.В. Корниенко попросил объяснить, чем обоснованы планы по многократному увеличению утильсбора с физлиц за ввоз иностранных автомобилей. Однако ответ министра парламентария не устроил. На следующий день, 8 октября, по инициативе А.В. Корниенко Госдума рассмотрела вопрос о протокольном поручении Комитету по промышленности и торговли запросить в профильном министерстве информацию о целесообразности многократного увеличения утилизационного сбора. Фракции КПРФ, ЛДПР и большинство депутатов СР поддержали инициативу. Однако «Единая Россия» и «Новые Люди» уклонились от голосования по поставленному вопросу, тем самым заблокировав дальнейший ход инициативы коммуниста.
