Документы /

Местное самоуправление в Москве нуждается в модернизации

В Мос­гор­думе прошел круглый стол по ини­ци­а­тиве КПРФ
  • Регион: Москва
  • Тип документа:

    Обычный

  • Источник первичной публикации: КПРФ
  • Источник получения документа: КПРФ
  • Дата публикации документа:

    25.10.2025

24 октября в Московской городской Думе по инициативе фракции КПРФ состоялся круглый стол, посвященный проблемам и перспективам развития местного самоуправления в столице. Мероприятие, организованное руководителем фракции Николаем Зубрилиным, собрало муниципальных депутатов из разных районов города и гражданских активистов — тех, кто на практике ежедневно сталкивается с несовершенством существующей системы. Характерной деталью стало отсутствие представителей органов исполнительной власти Москвы, которые также были приглашены к диалогу. Участники встречи не только подвергли критике текущее положение дел, но и предложили конкретную программу реформ, оформленную в виде итоговой резолюции.

Пресс-служба МГК КПРФ

25 Октября 2025, 14:50

Открывая дискуссию, Николай Зубрилин задал ее основной тон, совершив экскурс в историю вопроса. Он напомнил, что с момента становления местного самоуправления в Москве в 1997 году, полномочия муниципальных депутатов последовательно сокращались. Если первые созывы районных советников обладали реальными рычагами влияния, включая согласование кандидатуры главы управы, то сегодня их роль сведена к минимуму.

Одной из ключевых системных проблем, по мнению депутата, является фактическое двоевластие в районах, где параллельно работают два руководителя – глава Управы района и глава Муниципального округа. На самом деле для избежания двоевластия в районе должна быть администрация района, возглавляемая главой администрации, избираемого жителями на выборах одновременно с депутатами Советов депутатов, либо избранного депутатами из числа депутатов - оба варианта возможны в соответствии с ФЗ №131 о местном самоуправлении. А сейчас: «Возьмите любой район города Москвы, два главы в одном районе. Зачем?» - задался Зубрилин риторическим вопросом. Что касается Совета депутатов - Совет должен возглавляться председателем Совета депутатов, который избирается депутатами на первом организационном заседании Совета депутатов. Таким образом, мы нормализуем работу исполнительных и представительных органов власти в районах города Москвы.

Депутат Мосгордумы Николай Зубрилин также указал на многочисленные юридические и практические проблемы, связанные с содержанием районных территорий: от случаев проведения многомиллионной реконструкции под видом благоустройства без согласования с депутатами и жителями - до законодательных недостатков, таких как определение кворума в 50% от установленного количества депутатов, что может парализовать работу совета депутатов, если обе равные половины состава Совета депутатов примут взаимоисключающие решения. «Во всем мире признана логика, что кворум — это всегда больше половины. Значит нужно указать в законе: кворумом считается присутствие более половины от установленного числа депутатов» - уточнил Николай Зубрилин.

Выступления муниципальных депутатов и активистов дополнили картину конкретными примерами из районной практики. Михаил Петров, депутат из Перово, рассказал о проблемах с капитальным ремонтом, когда и сроки срываются, и низкое качество работ. Качество работ вызывает отчаяние, а добиться от кого-либо реальной ответственности практически невозможно. «Работы по капремонту продолжаются, в квартирах продолжается течь с кровли, жители не могут получить копии актов по проведению работ». Он также затронул проблему фальсификации подписей в протоколах общих собраний собственников, с которой крайне сложно бороться из-за бюрократических препон.

Депутат Алла Хиль из Ростокино обратила внимание на политический аспект проблемы — доминирование одной партии в советах депутатов, что, по ее мнению, лишает орган местного самоуправления самостоятельности. Она привела в пример выборы в Госдуму, когда результаты бумажного голосования в её районе кардинально разошлись с итогами дистанционного электронного голосования (ДЭГ). «Когда выборы проходят нечестно и в составе органов местного самоуправления оказываются депутаты только от одной партии, то и вся работа местного самоуправления не оправдывает тех целей, для которых и создан сам институт местной власти», — заявила она.

Проблему недостаточной ответственности народных избранников подняла экс-кандидат в муниципальные депутаты, житель района Алтуфьевский Александра Шикаева. «Среди местных депутатов есть люди, которые могут по полгода не присутствовать на собрании депутатов, не осуществлять прием и нет способа отзыва этих депутатов», — рассказала она.

Эту мысль развил представитель Краснопресненского МО КПРФ, предложив конкретный механизм: «Прекратить полномочия депутата тем количеством голосов плюс один, которыми он был избран». Он также указал на непрозрачность в вопросах распоряжения властями так-называемым «выморочным» имуществом, когда умирает владелец квартиры и у него нет родственников. Доля таких квартир постоянно растет и задача депутатов МСУ проконтролировать законность дальнейшего использования данного жилья.

Депутат из Бибирево Антон Жарков высказал мнение, что для эффективной работы депутату необходимо освобождаться от предыдущего места работы и переходить на работу на должность депутата, чтобы избегать давления на депутата со стороны исполнительной власти, особенно если депутат работает в бюджетном учреждении.

Андрей Гребенник, депутат из Щукино с многолетним стажем, поделился опытом создания в муниципалитете специального отдела для контроля за капремонтом. Он подчеркнул, что депутаты, не обладающие специальными техническими знаниями, не могут полноценно оценить качество работ. «Что определит учитель, депутат, врач? Поэтому, естественно, должно быть администрирование, помощь депутатам», — заключил он.

Итогом работы круглого стола стало принятие проекта резолюции, который аккумулировал все конструктивные предложения. Этот документ можно считать настоящей дорожной картой по модернизации местного самоуправления. Во-первых, предложено установить ценз оседлости: право избираться депутатом должны иметь граждане, кто постоянно проживает в данном районе не менее пяти лет. Эта мера укрепит связь народных избранников с территорией и ее жителями. Во-вторых, для повышения эффективности управления предложено ликвидировать двоевластие на районном уровне, создав единый исполнительный орган — администрацию, глава которой будет избираться либо из числа депутатов, либо всеми жителями в период выборов. В-третьих, для оптимизации всей системы городского управления предложено упразднить префектуры как промежуточное звено, перераспределив их функции среди администраций районов.

В завершение встречи Николай Зубрилин поблагодарил участников круглого стола за работу, отметив, что главная цель всех предложенных изменений — сделать так, чтобы «нашим жителям с каждым годом жилось хоть немного, но лучше». Принятая резолюция будет направлена в органы власти для дальнейшего рассмотрения и реализации.

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

круглого стола на тему: «Вопросы развития местного самоуправления в городе Москве».
                                                                

                                                                                    Московская городская Дума,

                                                                                                24 октября 2025 года

 

Участники круглого стола, обсудив актуальное состояние системы местного самоуправления в городе Москве, отмечают следующее.

Система органов местного самоуправления в Москве в современном виде функционирует с 1997 года. За более чем 25 лет деятельности представительные и исполнительные органы местного самоуправления накопили значительный теоретический и практический опыт. Многие жители Москвы осведомлены о текущих функциях органов местного самоуправления, знают своих муниципальных депутатов, взаимодействуют с ними в избирательных округах и обращаются за помощью при необходимости. В то же время далеко не все москвичи понимают, как именно должна функционировать система местного самоуправления в идеале. Бывшие и действующие депутаты Советов депутатов муниципальных образований отмечают, что существующая система местного самоуправления в столице требует модернизации для повышения эффективности и соответствия её изначальному предназначению.

Основные проблемы

  • Дублирование функций органов власти на районном уровне. В столичных районах параллельно действуют государственные органы власти (районные управы, подчинённые Правительству Москвы) и муниципальные органы власти (главы муниципальных округов, Советы депутатов и их аппараты). Такая параллельная система ведёт к раздробленности полномочий, снижению эффективности управления и избыточным расходам бюджета города.
  • Отсутствие представительных органов на уровне административных округов. На уровне административных округов города (префектур) отсутствуют выборные представительные органы местного самоуправления. Это нарушает принцип, согласно которому при каждом исполнительном органе власти должен действовать соответствующий представительный орган. В результате часть функций местного значения реализуется без прямого участия представителей населения.
  • Слабая территориальная привязка депутатского корпуса. Действующее законодательство позволяет избирать депутатами муниципальных Советов лиц, не проживающих на территории соответствующего муниципального образования. Подобная ситуация противоречит самой сути понятия «местное самоуправление» – представители власти могут не быть непосредственно связанными с местным сообществом. Многие из таких депутатов, проживая вне территории своих избирателей, лишены достаточной мотивации активно работать на благо местных жителей, что снижает их ответственность перед населением.

 

По итогам обсуждения участники круглого стола считают необходимым принять следующие меры по модернизации системы местного самоуправления в городе Москве:

  1. Установление требования местного жительства для депутатов. Внести изменения в законодательство города Москвы (при необходимости – инициировать изменения в федеральном законодательстве) с тем, чтобы право быть избранным депутатом представительного органа местного самоуправления имели только жители данного муниципального образования. Предлагается установить критерий постоянного проживания в пределах соответствующего муниципального района (округа) не менее 5 лет. Эта мера обеспечит более тесную связь депутатов с интересами местного сообщества и повысит их ответственность перед избирателями.
  2. Реформа управления на районном уровне. Провести структурную реформу системы управления на районном уровне, исключив параллельное существование дублирующих органов. В каждом районе города необходимо сформировать единый исполнительный орган местной власти — администрацию муниципального района (муниципального округа). Главу такой администрации целесообразно избирать либо из числа депутатов Совета депутатов данного муниципального образования, либо непосредственно населением на прямых выборах (в соответствии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ). Представительным органом на районном уровне остаётся всенародно избираемый Совет депутатов муниципального района. Реализация данной меры позволит устранить дублирование полномочий между городскими (государственными) и местными структурами власти, повысить эффективность управления на местах и оптимизировать расходы бюджета.
  3. Оптимизация административно-территориальной структуры. Считать целесообразным упразднение института префектур административных округов города Москвы. Префектуры выполнили свою роль на этапе становления столичной системы управления и в настоящее время являются избыточным звеном. Их функции должны быть перераспределены между органами исполнительной власти города Москвы и вновь создаваемыми органами местного самоуправления на районном уровне. Ликвидация дублирующего промежуточного звена и наличие выборных представительных органов на каждом уровне управления приведёт структуру управления Москвой в соответствие с принципами федерального законодательства о местном самоуправлении, а также с лучшими мировыми практиками организации местной власти.