Документы /

Цивилизационный шторм: спасет ли Россию её "духовный ДНК"?

Депутат С. П.Обухов высту­пил на меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции в Петер­бур­г­ской мит­ро­по­лии
  • Регион: Санкт-Петербург
  • Тип документа:

    Обычный

  • Источник первичной публикации: КПРФ
  • Источник получения документа: КПРФ
  • Дата публикации документа:

    27.10.2025

В торжественном Синем зале Санкт-Петербургской митрополии (Александро-Невская лавра) прошла II Международная научно-практическая конференция «Дискурсы и практики традиции». Организаторами конференции выступили Герценовский педагогический университет, Санкт-Петербургская епархия, Петербургская духовная академия при участии целого ряда вузов из Белоруссии и Новороссии, общественных объединений и организаций.

Сергей Обухов, доктор политических наук

27 Октября 2025, 17:34

От имени Государственной Думы участников международной конференции приветствовали Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина и заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Обухов.

 Международная конференция началась с доклада доктора политических наук Сергея Павловича Обухова «Традиционные ценности как цивилизационный иммунитет России и проблема взаимодействия просоветских патриотов и патриотов-традиционалистов», в котором были обстоятельно рассмотрены ключевые вопросы ценностных ориентиров, определяющих развитие современного российского общества в условиях глобальной нестабильности.

Мы живем в эпоху «ценностного шторма». Глобализация и капитализм, по мнению автора, размывают культурные коды, подменяя смыслы «погоней за прибылью и тотальным потреблятством». В этом хаосе традиционные ценности — это не музейный экспонат, а «стратегическое оружие в борьбе за будущее», наш «цивилизационный иммунитет».

В фокусе внимания доклада Обухова.  

Апокалипсис сегодня? Как технологические гуру команды Трампа-Вэнса вроде Питера Тиля и политические стратеги играют на эсхатологических страхах. И почему их апокалиптические нарративы — это «психологическая защита, превращающая бессилие в понятную картину борьбы добра и зла»?

Тупик капитализма: Цитируя Владимира Путина («Существующая модель капитализма исчерпала себя») и Эмманюэля Макрона («Капитализм деградировал и сошел с ума»), доклад задается вопросом: куда бежать? В космический эскапизм Маска или к социализму, который, по мнению философа и политика Зюганова, — «единственная альтернатива сползанию к фашизму», технофеодализму и новым «Темным векам»?

Возможен ли «сброс цивилизационных настроек»? История циклична? Как об этом напоминают «цивилизационисты», вспоминая прецеденты гибели глобальной цивилизации бронзового века или античного мира. Ученые-марксисты не так категоричны, хотя предупреждают о риске коллапса. Обухов анализирует «пять кризисов», ведущих к системному обрушению западной глобальной системы, и акцентирует внимание на шокирующий вывод: впервые в истории элиты заинтересованы «в сокращении и деградации собственного населения».

Но главное — ответ на вызов. В чем сила России в эти кризисные времена? В «цивилизационном иммунитете» — уникальном механизме, позволяющем пройти через «бутылочное горлышко» кризиса, сохранив свою душу. Этот иммунитет зиждется на:

  • «Культурном геноме» — золотом запасе традиционных ценностей.

  • «Русских этнокультурных константах»Служение и справедливость, терпимость, коллективизм/соборность. Это — «духовный код нации», не сломленный ни переходом от язычества к православию в конце первого тысячелетия, ни ордынским игом, ни петровскими реформами. Он позволил ленинско-сталинскому СССР совершить рывок в будущее в XX веке и пережить русскому народу лихолетье 1990-х.

Ключевой вызов и надежда: Преодолеть искусственно насаждаемый раскол между «просоветскими патриотами» и «патриотами-традиционалистами». Путь к единству — в синтезе, ведь, как подчеркивает Обухов, «социальная справедливость – такая же неотъемлемая русская традиция, как и духовность». Программа действия:

Пора перейти от слов к делу! Нужно менять социально-экономический курс. И на этой основе важно триединство:

  1. Закон: Реальная, а не формальная реализация Указа Президента №809 о традиционных ценностях.

  2. Образование: Воспитание, а не натаскивание потребителей.

  3. Единство: Развитие сред и практик, где ценности живут, а не декларируются.

Традиция — это не ритуал прошлого. Это стратегия будущего.

Полный текст доклада доктора политических наук Сергея Обухова - ниже.

С.П. Обухов, доктор политических наук, депутат Государственной Думы ФС РФ, заместитель Председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, секретарь ЦК КПРФ.

«Традиционные ценности как цивилизационный иммунитет России и проблема взаимодействия просоветских патриотов и патриотов-традиционалистов»

Для II Международной научно-практической конференции

«Дискурсы и практики традиции» (Санкт-Петербург)

 

Введение. Традиционные ценности как фундамент

Современная Россия переживает ценностный шторм. Глобализация и капитализм размывают нашу культуру, подменяют истинные цели погоней за прибылью и тотальным потреблятством. В этой ситуации традиционные ценности – не пыль истории, а наш цивилизационный иммунитет, стратегическое оружие в борьбе за будущее.

Традиция – это не застывший музейный экспонат, а живой механизм самосохранения нации. Не случайно российское государство делает ставку на традиционные ценности как основу не только внутренней консолидации, но и глобальной российской экспансии. Указ Президента №809 закрепил 17 ключевых положений (жизнь, семья, патриотизм, историческая память и др.)  как приоритет национальной безопасности.

Но одних указов мало! Нужны конкретные действия, законы, образование, культура. К сожалению, мы как законодатели до сих пор не может заставить органы исполнительной власти всерьез работать над реализацией президентского Указа. Недавно на заседании нашего думского Комитета мы выяснили, что даже на уровне Минюста тормозится реализации этого Указа - не определено правовое содержания концепта традиционных ценностей.

Каждая политическая сила толкует их по-своему. Я убежден: социальная справедливость – такая же неотъемлемая русская традиция, как и духовность, милосердие, сострадание. И рад, что многие ученые разделяют мою точку зрения.

Ключевой тезис который мне хотелось бы донести»Традиционные ценности — не архаика, а социальный иммунитет, отточенный тысячелетиями естественного отбора. Задача государства — защитить этот иммунитет. Защитить его всеми силами: от школьной парты до волонтерского движения.

 

1. Апокалипсис сегодня: технологические пророки и политические кошмары

Теперь позвольте немного перейти к текущей политической повестке. Именно она делает защиту традиционных ценностей жизненно необходимой.

Про срыв переговоров в Будапеште и снятие запретов на удары дальнобойными ракетами по территории России слышали все. Как и про предупреждение президента: ответ России будет ошеломляющий.

При этом мы забываем, что нам противостоит идеологически накачанный противник, чье понимание ценностей диаметрально противоположно нашему. Отсюда все эти пропагандистские качели: от «Трамп – наш» до «Трамп - решил надавить на нас!» И никто из официальных пропагандистов не тревожит общество реальностью: Трамп, Урсула, Мерц и прочий легион – просто решили убить Россию и поживиться.

В этой связи свежие новости из Кремниевой долины. Нынешнее крайне идеологизированное протестантское крыло республиканцев, прежде всего теневой идеолог трампизма миллиардер Питер Тиль, недавно объявил в закрытых лекциях, что библейский Апокалипсис уже начался.

Да, с самых ранних веков христианства человечество существует в напряжении между двумя полюсами: неминуемой личной смертью и евангельским пророчеством всеобщего конца мира.

Исторический пример: Иоанн Златоуст.  Святитель IV-V веков, с одной стороны, ясно указывал на евангельские признаки приближающихся последних времен: «Войны в различных местах, голод, землетрясения, знамения небесные... — все это в больших размерах теперь совершается пред нами». Он также констатировал нравственное оскудение: «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». С другой стороны, он призывал не впадать в панику о всеобщей кончине, сосредоточившись на подготовке к собственному ответу в конце своего пути.

В наши дни эсхатологические ожидания вышли за стены монастырей и церквей, проникли в головы технологических провидцев и политических стратегов. Тот же Тиль и его сторонники утверждают, что Антихрист использует страх перед искусственным интеллектом и ядерной войной для захвата власти. Правда, пока не идентифицировали кто из современных деятелей косит под него. Председателя Си пока не признали в этой роли

И такого рода мрачные нарративы находят отклик в обществе, которое в эпоху неопределенности ищет простые, пусть и пугающие, ответы на сложные вопросы.

Тиль, конечно, не первооткрыватель. Апокалиптические настроения всегда обостряются во времена кризисов, когда привычный мир трещит по швам. Это – своего рода психологическая защита, превращающая бессилие перед лицом глобальных угроз в понятную картину борьбы добра и зла.

 

2. Кризис капитализма: тупик, из которого нет выхода?

Кризис осознают не только философы и проповедники, но и ведущие мировые лидеры.

  • Владимир Путин еще в 2021 году заявил: «Существующая модель капитализма исчерпала себя».
  • Эмманюэль Макрон в 2019-м констатировал: «Капитализм деградировал и сошел с ума».
  • Папа Римский Франциск постоянно осуждает «логику получения прибыли любой ценой».

А какова альтернатива? Космический эскапизм Илона Маска. Он предлагает бежать с Земли, колонизировать Марс, создать «резервную копию» человечества на случай глобальной катастрофы, сброса цивилизационных настроек и возвращение в Темные века.

Но, пожалуй, самый оптимистичный взгляд у Геннадия Зюганова, который утверждает, что единственная альтернатива сползанию человечества к фашизму, электронному концлагерю и технофеодализму – это социализм, общество социальной справедливости, с подчинением всех интересов Труду, а не Капиталу, для которого сегодня, в отличие от начала XX века, созрели все материальные и технические условия.

 

3. Цикличность истории? «Сброс настроек» неизбежен?

В эпоху глобальной нестабильности растут не только апокалиптические страхи, но и различные теории цикличности истории. Говорят о неизбежном «сбросе настроек», когда общество становится настолько сложным, что уже не может справиться с собственными противоречиями.

Не только Геннадий Зюганов, но и современные ученые-марксисты, такие как доктор исторических наук Сергей Васильцов, предупреждают: «Империализм, погибая, может увлечь за собой все человечество... и это не будет просто красивой метафорой».

Молодой питерский ученый Сергей Строев недавно опубликовал свою концепцию цикличности в развитии доминирующих цивилизаций: периоды расцвета сменяются коллапсом, когда система теряет контроль над накопленными проблемами. Он анализирует современный кризис глобализма через призму марксизма, говоря об «интерференции (наложении) кризисов» (экономического – полное проявление марксового закона тенденции нормы прибыли к понижению и проблем с воспроизводством капитала, социального, культурного распада) и проводя прямую аналогию между упадком античного полиса и современного буржуазного общества.

Он выделяет пять взаимосвязанных кризисов:

  1. Цивилизационный и культурный коллапс: Кризис основ западной цивилизации (отказ от христианства, рационализма, науки), проявляющийся как постмодерн — утрата социальных норм, разрушение традиционной культуры и морали.
  2. Тупик капитализма: Капиталистическая система больше не может расширяться, что приводит к падению нормы прибыли и «самопожиранию» системы.  Отмена России и стратегическое поражение – это проявление этого самопожирания, когда мятежная провинция не желает быть кормом.
  3. Долговой коллапс: Накопление невозвратных долгов на всех уровнях, что может стать триггером общего краха.
  4. Демографический кризис: Вымирание коренного населения развитых стран на фоне неассимилирующей миграции, ведущей к социальной нестабильности.
  5. Истощение ресурсов и экологический кризис: Превышение антропогенной нагрузки на биосферу и истощение невозобновляемых ресурсов.

Фундаментальный сдвиг в отношениях элит и масс

Строев отмечает уникальный исторический поворот: из-за автоматизации и ограниченности ресурсов большая часть населения превратилась для элит из полезного ресурса в экономическое бремя.

Можно сделать довольно сенсационный вывод. Впервые в истории элиты объективно заинтересованы в сокращении и деградации собственного населения, что делает их отношения с массами по-настоящему антагонистическими.

В плане примеров цивилизационного коллапса нечто подобное рассматривает и известный историк-публицист Егор Холмогоров. Но у него пример из очень давних времен - катастрофа бронзового века с гибелью крито-микенской цивилизации, хетской империи. Он любопытно показывает, как высокоразвитая глобализированная система, процветавшая в «бронзовом веке» рухнула под грузом «идеального шторма» (засуха, пандемия, войны «народов моря»), отбросив человечество в тогдашние «Тёмные века» развития цивилизации.

Кто имел возможность побывать в национальном археологическом музее на Крите, то сразу отметит: насколько разителен контраст между предметами материальной культуры эпохи расцвета и примитивными культурами тогдашних «Темных веков» после «идеального шторма», уничтожившего тогдашнюю цивилизацию.

Я не берусь как Иоанн Златоуст в четвертом-пятом веке или сегодня Питер Тиль утверждать, что современная цивилизация уже вошла в финальную и термальную фазу своего цикла, чреватую «откатом к базовым настройкам». Мне чужд пессимизм трамповских гуру, который кричат: «Все летит в тартарары! И в России особенно!». Я скорее согласен с Сергеем Васильцовым: «Риски велики, но у России больше шансов избежать катастрофы». Согласитесь, между этими подходами в анализе глобального кризиса – огромная разница!

 

4. Востребованность традиционных ценностей: спасение или симптом болезни?

Итак, вернемся к традиционным ценностям, под которым многие видят лишь обрушение в архаику – от домостроя до черных мешков на голове у женшин.

В нынешнюю кризисную эпоху рост общественного запроса  на традиционные ценности (семья, вера, национальная идентичность, общинность) – очевиден. И по данным социсследований, и по результатам голосований за партии, прислоняющиеся к традиционалистской повестке. Но в условиях системного кризиса это процесс востребованности традиционных ценностей является  диалектическим процессом, сочетающим в себе механизм защиты и признак обрушения.

Сегодня запрос общества на семью, веру, национальную идентичность очевиден. Это подтверждают и социологические опросы, и результаты выборов. Но в условиях системного кризиса этот процесс приобретает двойственный характер: он одновременно является и механизмом защиты, и признаком надвигающегося краха.

Как механизм защиты («сохранение семян»): это инстинктивная попытка общества найти опору в рушащемся мире. Традиционные ценности – это проверенные веками «социальные коды», обеспечивавшие выживание. Они восстанавливают социальную солидарность, противопоставляют хаосу и атомизации – «общину». В этом смысле они подобны монастырям, которые сохранили античное знание в эпоху Средневековья.

Но востребованность политики, направленной на поощрение традиционных ценностей, можно рассматривать и как симптом возможного обрушения («форматирования цивилизационного диска»). Да, сам этот возврат является диагностическим признаком отказа от сложности. Цивилизация модерна, построенная на прогрессе, рационализме и глобализме, признает свою неспособность справиться с порожденными ею противоречиями. Поворот к традиции – это символический отказ от этого проекта и переход к более устойчивым формам организации бытия – к базовым настройкам человеческого общества. Это не просто «переустановка системы», а ее «форматирование», чреватое безвозвратной утратой многих, казалось бы, незыблемых достижений (например, либеральной демократии или универсализма прав человека).

В любом случае, рост интереса к традиционным ценностям – это не случайная мода, а закономерный исторический процесс, вызванный глобальным кризисом капитализма, его исчерпанностью и неспособностью к самовоспроизводству. Ведь уже не осталось некапиталистической периферии, в рынок включены уже не только образование и здравоохранение, но и торговля человеческим поведением – так называемые цифровые следы нашей жизнедеятельности.

Все это сигнализирует о том, что глобальная цивилизация вступила в фазу системного коллапса, и элиты тех обществ, которые понимают перспективы возможного «сброса настроек», поощряют во многом стихийную подготовку к жизни, где традиционные ценности станут основой для физического и культурного выживания.

На мой взгляд, все пять представленных тезисов образуют единое смысловое поле.

Эсхатологические и технократические ожидания являются духовным и психологическим ответом на системный экономический и политический тупик глобального капитализма.

Этот тупик, в свою очередь, укладывается в историческую модель циклического коллапса, если не будет реализована социалистическая альтернатива.

В этих условиях возврат к традиционным ценностям выступает как последний защитный механизм общества.

Если он будет сломлен глобализаторами, то нас ждет «сброс настроек» всей современной цивилизации.

Однако, признание возможности очередного «сброса настроек» (были и катастрофа бронзового века, и крушение античного мира, который по производительности труда догнала Европа лишь в 17-19 веках) не должно означать капитуляцию. Если кризис и коллапс — это болезнь цивилизации, то ключевым вопросом становится не столько констатация диагноза, сколько поиск лекарства — механизма, который позволил бы не просто выжить в катастрофе, но и сохранить ядро цивилизации для последующего восстановления. Таким механизмом может выступить цивилизационный иммунитет на основе традиционных ценностей.

 

5. Традиционные  ценности, «цивилизационный иммунитет» и русские константы.

И вот здесь, на мой взгляд, все государственные и общественные структуры должны работать на традиционные ценности как «цивилизационный иммунитет» России. Здесь мне видятся как проблемы, так и перспективы формирования национального консенсуса

Картина цивилизационного кризиса, представленная в пяти тезисах, была бы неполной без ответа на ключевой вопрос: что позволяет некоторым обществам не просто пережить коллапс, но и восстановиться, сохранив свою идентичность? Таким ответом является концепция цивилизационного иммунитета.

Цивилизационный иммунитет — это способность социокультурной системы идентифицировать, нейтрализовывать и адаптироваться к деструктивным внешним и внутренним вызовам, не теряя при этом своей фундаментальной культурной матрицы, «цивилизационного кода».

Ключевые компоненты иммунитета:

  1. Культурный геном (ДНК цивилизации): Устойчивое ядро традиционных ценностей, этических принципов, архетипов и символов, передающихся из поколения в поколение. Это тот самый «золотой запас», который охраняется в период стабильности и активируется в период кризиса.
  2. Историческая память: Способность извлекать уроки из прошлых катастроф и побед. Народ, забывающий свою историю, лишается антител против повторения ошибок.
  3. Общественная солидарность (социальный коллаген): Горизонтальные связи доверия и взаимопомощи (семья, община, профессиональные корпорации), которые не распадаются под давлением государства или рынка. Именно эти связи становятся каркасом выживания, когда централизованные институты слабеют.
  4. Суверенитет и способность к стратегическому отторжению: Умение цивилизации защищать свои границы — не только географические, но и ценностные, информационные, экономические — от чужеродных и деструктивных влияний.

Как работает иммунитет в фазе коллапса?

Когда глобальная система входит в фазу возможного «сброса сложных настроек», общества с сильным цивилизационным иммунитетом не избегают потрясений. Однако они проходят через них иначе:

  • Их падение не является тотальным и безвозвратным.
  • В «Тёмные века» они входят не как аморфная масса, а как структурированные сообщества, сплоченные вокруг своего «культурного генома».
  • Они способны отторгать наиболее опасные и чуждые элементы распадающейся глобальной системы, минимизируя ущерб.

Таким образом, цивилизационный иммунитет — это не защита от кризиса как такового, а механизм управления им. Это способность провести цивилизацию через «бутылочное горлышко» коллапса, сохранив ее душу и структуру для последующего возрождения.

 

С одной стороны, традиционные ценности следует рассматривать как «цивилизационный иммунитет» России — жизненно необходимый защитный механизм, отточенный тысячелетиями исторического отбора и обеспечивающий культурную самодостаточность и внутреннюю устойчивость в противостоянии с деструктивными вызовами современности.

С другой, формальное закрепление ценностей в государственных доктринальных документах требует живого наполнения — практик, воспитания, культурного просвещения. Традиция должна не декларироваться, а воспроизводиться через образование, искусство, медиа и личный пример.

С третьей, я бы ввел необходимость учета в государственной, прежде всего, образовательной и воспитательной политике концепцию базовых этнических и культурных констант русского народа. Без воспроизводства которых в молодых поколениях, мы захлебнемся в проблемах, среди которых столь активно обсуждаемые никабы и чужеродные моноэтнические анклавы в городах и весях России покажутся семечками.

 

6. Этнокультурные константы как духовный код нации

Как показано в трудах питерского этнопсихолога Светланы Лурье, каждая культура воспроизводит базовые этноконстанты — бессознательные сценарии поведения и восприятия мира. Для русского народа такими константами являются:

Служение и справедливость — идея доброделания и защиты слабого (архетипы возделывателя добра, созидателя, миссионера-просветителя и воина-защитника справедливости)

Терпимость к иному (если оно не несет зла)  — при сохранении собственной идентичности

Соборность и коллективизм — как форма естественного общественного устройства, тяга к солидарности, которая оказывается не убита даже в условиях городской атомизации.

 

Исследования демонстрируют удивительную устойчивость данных констант при всех драматических трансформациях русской истории: от Древней Руси, золотордынского ига, Московского царства, петровских имперских реформ, ленинско-сталинских переломов в СССР и даже ельцинско-чубайсовского безвременья «святых 1990-х».

Как показывает Светлана Лурье, даже в периоды реформ и социальных потрясений эти русские этно-культурные константы сохраняли устойчивость, формируя то самое духовное ядро народа, которое и составляет суть цивилизационного иммунитета. Сейчас стало модно считать носителей того или иного национального кода по галогруппам крови, но мне кажется, что это не в русской традиции

 

7. От полиментальности к национальному консенсусу

 

Понятно, что современное российское общество не является монолитным в ценностном отношении. Налицо глубокие расколы. Исследования В.Е. Семёнова (НИИКСИ СПбГУ) показывают, что в нём сосуществуют четыре типа ментальности:

 

1. Православно-религиозная

2. Коллективистско-социалистическая

3. Индивидуалистско-либеральная

4. Криминально-клановая

 

При этом анализ Семенова по социологических данных среди петербургской молодёжи (2002–2018 гг.) показывает обнадеживающую динамику: почти половина респондентов выбирает «общество честных людей труда», четверть — «общество веры и любви к ближним», и лишь четверть — «общество потребления и комфорта». Это доказывает, что коллективистские и духовно-нравственные ориентиры воспроизводятся и остаются доминирующими.

Правда, вчера мне попалось сообщение, что свыше трети детей поколения «альфа» (2010-2024) называют своей основной целью стать богатыми. Да, и у Семёнова показан рост влияния либеральной идеологии среди молодежи. Другое дело, несколько это глубоко укореняется.

Но в любом случае доминирование двух первых типов ментальности очевидно. Следовательно, путь к единству лежит через синтез православно-традиционного и просоциалистического мировоззрений, основанных на общих идеалах справедливости, труда и служения.

 

8. Историческая преемственность и советское наследие

Ключевым условием достижения национального консенсуса является преодоление исторических расколов в патриотическом лагере.

Не буду останавливаться на проблемах проникновения в российскую традиционалистскую среду протестантских  русофобских, а затем и антикоммунистических концепций «империи зла», «вселенского зла» в виде России, а потом СССР. Истоки здесь русофобский протестансткий диспенсационализм, зародившийся еще во времена Крымской войны 19 века и трансформировавшийся в русофобию-антисоветизм республиканцев времен Рейгана-Бушу и их концепции СССР/России как «империи зла» (подробнее - здесь).

Ответственные политические силы должны приложить все усилия для отказа от демонизации как советского, так имперского периода нашей истории. Не зря Зюганов повторяет слова патриарха о непрерывности русской истории. Как отмечал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Советский Союз выполнял роль «Удерживающего мир» от прихода «Вселенского зла», и потому никак не мог являться «империей зла».

Современная Российская Федерация является хранительницей и продолжательницей самобытной и самодостаточной русской, российской цивилизации, где социальная справедливость органично вписана в систему традиционных ценностей. Даже при всех сложностях истории России необходимо говорить молодежи о подвигах СССР, всего советского народа в ХХ столетии. Демонизация предков, их подвигов и достижений недопустима — она ослабляет тот самый цивилизационный иммунитет, который позволяет России сохранять себя в истории.

 

9.Проблемы и вызовы

Реализация государственной политики в сфере традиционных ценностей сталкивается с серьезными проблемами:

  • Формализм вместо реальных дел.
  • Ценностная дезориентация молодежи.
  • Снижение доверия в обществе.
  • Демографический кризис.

Все это – результат кризиса смыслов. Сорок лет либерализма подорвали наши цивилизационные основы.

Если мы не предложим миру привлекательный цивилизационный проект, Россия рискует остаться «мятежной провинцией» глобального капитализма.

 

10. Закон, образование, единство

Традиционные ценности не могут существовать в вакууме. Им нужна системная поддержка. Их воспроизводство в молодежной среде должно осуществляться через триединство:

  1. Закон: Реализация Указа №809.
  2. Образование: Воспитание, а не натаскивание потребителей.
  3. Единство: Развитие добровольчества, создание среды, где ценности живут.

Главным национальным проектом в стране должен стать реальный проект «Духовно-нравственное преображение и построение общества правды и социальной справедливости в России», без которого невозможно подлинное социальное согласие.

Но как всегда наша бюрократия извращает смыслы. Глава Минпросвещения Кравцов нам тут быстренько сообщил: предмет «Духовно-нравственная культура России» планируется добавить в перечень для сдачи ЕГЭ. Правда, преподавание этого предмета в российских школах начнется с 2026-2027 учебного года. В общем, хоть стой, хоть падай.

 

Заключение: Традиция как стратегия

Традиционные ценности — это не риторика и не ностальгия, а действенный механизм воспроизводства идентичности и смыслов. Они формируют духовный каркас общества, определяя границы допустимого и направления развития. Геополитическая революцию, которую совершил президент Путин после 2022 года заставляет всю государственную систему переориентироваться с либеральных, прозападных на традиционные ценности. Но такая переориентация требует закрепления в революции социально-экономического курса, как это предлагает КПРФ.

И тогда в современном мире Россия будет способна предложить миру альтернативу духовному упадку — модель общества правды, справедливости и соборности.

Уверен, что общими усилиями может быть решена стратегическая задача — создать условия для пробуждения в молодом поколении «духовного генетического кода» через консолидацию государства, Церкви, образования и гражданского общества на основе иной не только внешней, но и внутренней политики.

Главное — вернуть приоритет честности, смысла и служения. Только в этом случае традиция станет не ритуалом прошлого, а стратегией будущего, а реализуется принцип: «человек человеку — друг, товарищ и брат», как было написано в Моральном кодексе строителя коммунизма в СССР или в евангельских заповедях. В этом — наш долг. В этом — сила нашей веры и великой русской, российской цивилизации!