Документы /

"Работать на опережение!"

Сергей Лев­ченко о кор­рек­ти­ровке мусор­ной реформы на примере Иркут­ской области
  • Регион: Иркутская область
  • Тип документа:

    Обычный

  • Источник первичной публикации: КПРФ
  • Источник получения документа: КПРФ
  • Дата публикации документа:

    30.10.2025

Представляем интервью для КПРФ.ру первого секретаря Иркутского областного отделения КПРФ, экс-губернатора Иркутской области (2015-2019 гг.), первого заместителя председателя комитета Госдумы по энергетике С.Г. Левченко.

Подготовила Полина Усова, корреспондент КПРФ.ру. Фото Сергея Сергеева, пресс-служба ЦК КПРФ

30 Октября 2025, 13:33 (обновление: 30/10/2025, 21:35)

— 22 октября фракции КПРФ в Государственной Думе провела круглый стол по теме: «Мусорная реформа: проблемы и пути решения».  Расскажите, как она проходила в Иркутской области?

— Если вспомнить, с чего всё начиналось, то на момент принятия решений о мусорной реформе проблема отходов в стране действительно стояла остро.  К сожалению, она и на сегодняшний день осталась. С 1990-х годов и до 2015 года мы «заросли мусором» по всей территории Российской Федерации. В каждом регионе насчитывались тысячи незаконных свалок — в целом по стране их насчитывалось в общей сложности десятки тысяч. Поэтому решение о реформе было абсолютно назревшим.

— Кто, по-вашему, несёт ответственность за то, что ситуация скатилась до такого уровня?

— Ответственность — комплексная. По всем регионам России были так называемые «законные свалки». Конечно, виноваты те, кто создавал свалки — я имею в виду конкретных людей или физических лиц. И, конечно, виновата власть. Учитывая тот факт, что это происходило на всей территории Российской Федерации, виноваты федеральные органы власти. Почему? Проведём аналогию со школой: если в классе два двоечника — виноваты ученики. Но если весь класс получает двойки — виноват учитель. Так и здесь: когда незаконные свалки есть повсюду, это уже системная проблема, ответственность за которую должна нести вся цепочка органов власти — начиная с муниципальных, региональных и федеральных.

— Каким образом вы пытались решить эту проблему в Иркутской области?

— Когда мы в 2017–2018 годах приступили к реализации реформы, я исходил из того, что государство должно показать положительный пример.  И в качестве губернатора Иркутской области я из резервного фонда выделил 200 миллионов рублей на установку контейнерных площадок и закупку металлических контейнеров по всей территории региона.
Если бы мы не сделали этого, эти расходы легли бы в тарифы — то есть на плечи простых граждан, физических лиц, юридических лиц и т.д. Благодаря этому решению и другим мерам, которые мы приняли с точки зрения оптимизации, нам удалось установить одни из самых низких тарифов на вывоз мусора в стране. При этом нужно понимать, что область большая — 770 тысяч квадратных километров, и значительная часть тарифа приходится на транспортные расходы. Мы очень тщательно подошли к формированию тарифа, нашли резервы для снижения затрат — и в целом реформа прошла в регионе достаточно безболезненно.

— В Иркутской области была введена система с двумя операторами. Расскажете подробнее?

— Мы приняли решение выбрать двух операторов. Отчасти это было связано с масштабом территории — географический фактор объективен. Но сыграл и другой фактор: возможность сравнивать результаты. Это не прямая конкуренция, но сравнимость подходов и эффективности, чтобы две компании, которые мы подберём в результате конкурса, могли сравнивать результаты между собой и подтягивать другого до нужного уровня. Этот механизм, вполне применим в средних по площади субъектах России для того, чтобы можно было сравнивать результаты разных мусорных компаний.

— Прокомментируйте, пожалуйста, вопрос тарификации?

— Между разными физическими лицами в разных муниципалитетах возникает вопрос применения тарифа: брать оплату с квадратного метра или с человека? Есть разные точки зрения, правильно говорят: не квадратные метры мусор производят, а люди. С другой стороны, большие помещения часто сдаются жильцам без регистрации, и фактически мусора там образуется больше, чем числится проживающих. Кроме того, существуют большие различия в тарифах между городом и селом, между южными и северными районами. Поэтому, учитывая мнения Ассоциации глав муниципальных образований (в области их 42), я принял решение отдать это на откуп муниципалитетам. Им виднее: они непосредственно с людьми работают, и они видят, как лучше принять решение. Это решение не лишено спорных моментов, но в целом, я думаю, оно правильное — и я его предлагаю продумать для многих субъектов Российской Федерации.

— Как вы оцениваете ситуацию с реализацией мусорной реформы на федеральном уровне?

— К сожалению, серьёзных подвижек в части мусоропереработки пока нет. Да, в отдельных регионах есть положительные примеры, но они — скорее исключения.
Более того, сегодня нарастает новая проблема: многие частные операторы по обращению с отходами начинают уходить с рынка, продавать свой бизнес.  Первый импульс от государства был, но дальше процесс не получил должного развития и решения вопроса.
Если эта тенденция продолжится, на рынок придут случайные компании, которые раньше с мусором не работали. Все те, кто занимается мусоропереработкой, сбором мусора и т.д, сейчас на перечёте. А значит, новые компании будут тренироваться уже на нас с вами. И это, конечно, вызывает у нас серьёзную тревогу.

На ваш взгляд, какие первоочередные меры федеральные и региональные власти должны предпринять, чтобы мусорная реформа перестала «пробуксовывать» и действительно была реализована?

Во-первых, всем уровням власти нужно осознать, что там, где живёт и работает человек, обязательно будет мусор. Из этого следует, что практически в каждом населённом пункте, а тем более — в каждом регионе, должны быть механизмы, позволяющие этот мусор вывозить, сортировать, перерабатывать то, что возможно, и сжигать то, что на сегодняшнем этапе не удаётся переработать. Поэтому должна быть государственная программа, и, я думаю, что она вполне может быть реализована в пятилетний срок. В рамках этой программы в каждом регионе должны быть построены за счёт средств всех уровней власти — федерального, регионального и муниципального — мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы, а также организована система сортировки и вывоза отходов.

То есть такая программа должна быть государственного уровня, с учётом текущей ситуации, связанной с ростом объёмов мусора по всей стране, и с перспективой на будущее, потому что, к сожалению, мы видим, что количество мусора увеличивается с каждым годом. Это происходит из-за того, что компании, занимающиеся производством и продажей товаров, ежегодно увеличивают объёмы упаковки.

Поэтому необходимо работать на опережение и строить системы переработки, сортировки и сжигания мусора во всех регионах Российской Федерации.