Документы /

Депутаты фракции КПРФ в Госдуме задали вопросы и выступили по докладу Э. С. Набиуллиной об основных направлениях денежно-кредитной политики на предстоящие три года

30 октября пред­се­да­тель Цен­траль­ного Банка России Э. С. Наби­ул­лина высту­пила в Госу­дар­ствен­ной Думе РФ с докла­дом «Об основ­ных напра­в­ле­ниях единой госу­дар­ствен­ной денежно-кре­дит­ной поли­тики на 2026 год и период 2027 и 2028 годов». Депу­таты фракции КПРФ задали ей вопросы и высту­пили после доклада.
  • Тип документа:

    Обычный

  • Источник первичной публикации: КПРФ
  • Источник получения документа: КПРФ
  • Дата публикации документа:

    31.10.2025

КПРФ.ру

31 Октября 2025, 16:16

Набиуллина Э. С., Председатель Центрального банка Российской Федерации:

- Добрый день, уважаемые депутаты, уважаемый Вячеслав Викторович! Сегодня я в соответствии с законом представляю на рассмотрение Государственной Думы «Основные направления денежно-кредитной политики на ближайшие три года».

И, прежде всего, хочу поблагодарить и участников рабочей группы, и руководителей профильных комитетов, фракций за подготовку к сегодняшнему рассмотрению документа. Вы знаете, это всегда большая, многоэтапная работа, и, готовя документ, мы учитывали ваши замечания, ваши вопросы и, в том числе, по такой важной теме как взаимодействие денежно-кредитной и бюджетной политики.

И в своём выступлении я буду опираться именно на вопросы депутатов. Чем они отличались в этом году? Было меньше вопросов по инфляции, меньше обеспокоенность курсом рубля, если опять же судить по вопросам, которые мы получили, но явно выросла обеспокоенность тем, как политика Центрального банка влияет на экономику. И именно с этого я начну своё выступление – с состояния экономики.

Давайте посмотрим на динамику в ряде основных отраслей. Что здесь сразу бросается в глаза? Что ситуация в разных отраслях разная. Она и в предыдущие три года, конечно, была неодинаковой. В добыче сложности нарастали из-за санкций, снижения спроса и цен на наш экспорт. Вы знаете, какая сложная ситуация в угольной отрасли. Со снижением спроса связано и сокращение грузоперевозок по железной дороге.

Но не только это. В целом мы видим, что грузы, кстати, переходят на автомобильный транспорт, и автоперевозки растут. Растёт строительство вопреки всем опасениям, растёт в целом обрабатывающая промышленность, особенно сильно в ряде отраслей машиностроения, сохраняется рост и в сельском хозяйстве и стабильно растёт то, что связано с потреблением граждан – розничная торговля, платные услуги, общепит. Но, повторюсь, различия между отраслями как никогда значительны.

Это и есть проявление структурной перестройки экономики. Отличие от прежней картины в том, что раньше почти все росли одновременно. Это возможно только при наличии свободных физических ресурсов, прежде всего трудовых, и при относительно неизменной структуре экономики. Но когда и трудовые ресурсы дефицитны, они идут в первую очередь в те отрасли, чья продукция наиболее востребована. Но суммарный результат - это продолжение роста, включая ВВП, инвестиции в основной капитал, пусть и более умеренными темпами.

Инвестиции увеличиваются пятый год подряд. С начала 2022 года они выросли на четверть, причём в реальном выражении, с поправкой на инфляцию. В этом году их рост замедлился, что закономерно на таком высоком уровне.

В разрезе отраслей инвестиции тоже ведут себя по-разному. В этом году в добыче, строительстве, транспортировке они снижаются, а в обработке, сельском хозяйстве, торговле, напротив, растут.

За счёт чего продолжается рост инвестиций? Прежде всего, за счёт прибыли предприятий, их собственных средств. Это нормально, так во всём мире. В этом году прибыль предприятий реального сектора колеблется вокруг 2-2,5 триллионов рублей в месяц. Это серьёзный ресурс для роста инвестиционной активности.

Прибыль несколько снизилась относительно рекордов предыдущих двух лет, но тоже естественно, потому что бизнес уже не может так быстро повышать цены и когда такие есть сложности в экспортных отраслях. Но важно, что большинство отраслей, которые ориентированы на внутренний спрос, остаются прибыльными, в том числе строительство, сельское хозяйство, пищевая промышленность, фармацевтика.

Теперь о другом источнике финансирования экономики, помимо, собственно, прибыли –  банковском кредите компаниям, гражданам. И кредит – это основной источник роста денежной массы, денежной эмиссии. Повышением ключевой ставки мы добились более умеренных темпов роста кредита и через это замедления инфляции.

Мы с вами много обсуждаем доступность кредита для инвестиций, но я хочу обратить внимание, что банки финансируют реальный сектор не только за счёт выдачи кредитов. В последнее время банки более активно покупают облигации, которые выпускают предприятия. При этом облигации покупают не только банки.

И благодаря этому компании способны покрывать свои потребности в финансировании сверх того, что может дать собственная прибыль и банковский кредит.

К слову, сейчас у нас предприятиям, российским предприятиям выдано 78 триллионов рублей банковских кредитов, это то, что у них сейчас есть на балансах, а облигаций предприятий уже почти на 35 триллионов рублей. И эта пропорция смещается в сторону облигаций.

При этом надо понимать, что и покупка облигаций, и участие банков в капитале предприятий, всё это разные формы финансирования, банковского финансирования экономики. Их значимость растет, и это нельзя выносить за скобки.

Так вот за 9 месяцев этого года общий объем финансирования российских компаний банками увеличился на 9,2 триллиона рублей. Это лишь на четверть меньше очень высоких показателей за тот же период прошлого года.

Теперь посмотрим, как это финансирование выросло за последние 12 месяцев, то есть в годовом выражении.

На 1 октября общее финансирование банками предприятий выросло на 13% год к году. Да, это не рекордные темпы 2023-2024 годов, но это по-прежнему высокие темпы, которые, тем не менее, не выливаются в ускорение инфляции и дают нам возможность снижать ключевую ставку.

Кстати, летом, в ответ на снижение ключевой ставки, кредит предприятиям тоже начал ускоряться.

Ну иногда возражают, говорят, что это же кредиты не для развития, а для того чтобы перекредитоваться, продержаться наплаву, но опять же данные это не подтверждают.

Вы видите вот на этом слайде уже, что портфель долгосрочных кредитов (это верхняя часть столбиков) продолжает расти примерно всё в той же пропорции.

А именно в портфелях банков на три рубля кредитов больше одного года приходится один рубль краткосрочных кредитов. И это устойчивая пропорция, вы видите, она практически не меняется в этом году.

И согласитесь, что банки не станут давать длинные кредиты компании, которая еле держится на плаву, они скорее дадут краткосрочный кредит, действительно, перекредитоваться. И предприятия стараются брать кредиты под инвестиции, конечно, как можно на более длительный срок. Короткими кредитами чаще финансируются именно текущие платежи, хотя, конечно, какая-то часть длинных кредитов может идти на текущую деятельность и наоборот. Но, еще раз, банки не выдадут долгосрочные кредиты вот в таких объемах только для того, чтобы компанию просто перекредитовать.

Да, кредиты остаются дорогими, но это временно на тот период пока производственные возможности нашей экономики не догонят спрос, пока спрос и предложение товаров не сбалансируются. Без этого не получится вернуть низкую инфляцию и очень важно понимать, что ключевая ставка сама по себе, она не может сделать кредиты дешевыми. Умеренные ставки появляются только тогда, когда инфляция низкая, а если же снизить ключевую ставку при высокой инфляции, то эффект будет обратным, экономика получит двойной удар, сначала будет взлет инфляции, затем будет взлет ставок.

Конечно, есть приоритетные задачи, которые не могут ждать и правительство финансирует их за счет льготных программ кредитования, объем их, кстати, очень значительный. К слову, с 2020 года 20%  прироста банковского финансирования экономики, а это 15 триллионов прироста, были связаны именно с льготными кредитами. То есть 1 рубль из 5 рублей, созданных банками с 2020 года, это льготные кредиты.

Как развиваться компаниям, которые не могут взять льготный кредит или не хотят брать чрезмерную долговую нагрузку по высоким процентным ставкам?

Ответ обычно бывает один: давайте мы еще больше сделаем льготных кредитов. И с позиции отдельного предприятия это, конечно, абсолютно логичная позиция, но хочу сказать, что с точки зрения экономики в целом ответственной экономической политики это будет тупик. Чем больше льготного кредита, тем выше будет ключевая ставка, чтобы баланс сошелся и инфляция не разгонялась.

Но, я уверена, что мы все хотим, чтобы кредит был доступен всем, всем гражданам, всему бизнесу, всем регионам, да, и федеральному бюджету. И вот, на наш взгляд, в этих условиях пока высокой ставки, пока ставки не стали умеренными, важная альтернатива наращивания у льготного кредитования - это разворот бизнеса к рынку акций, привлечение новых акционеров. Чтобы экономика твёрдо стояла на ногах, инвестиции должны опираться и на кредит, и на рынок ценных бумаг.

Я уже упоминала облигации, вернусь на слайд назад, вы видите, что с начала года портфель корпоративных облигаций на балансах банков вырос на триллион 700 миллиардов. Рост облигаций – это хороший сигнал, но вот долевое финансирование, рынок публичных размещений акций, рынок IPO развиваются очень медленно. Многие компании, так или иначе, готовятся к IPO, но выжидают подходящего момента, чтобы разместиться подороже на растущем рынке. Это тоже вполне рациональная стратегия, она понятная.

Может ли в этой ситуации государство ускорить их размещение? Правительству мы дали свои предложения в прошлом году, и уже есть подвижки в части субсидии на размещение акций малого и среднего бизнеса. Но мы считаем, что надо двигаться дальше, господдержка не должна сводиться к льготному кредиту, она должна распространяться и на размещение акций, и у компании должен быть выбор: получить субсидию в виде льготного кредита или в виде субсидии на размещение акций, а, возможно, и в виде налогового вычета.

И, возможно, стимулы к выходу на рынок акций должны быть даже сильнее, чем для развития в кредит. Почему? Потому что это не приводит к закредитованности компании, это избавляет бюджет от такого длинного шлейфа процентных расходов по льготным кредитам. И, наконец, в отличие от банковского кредита, приобретение акций так же, как и облигаций, если их приобретают не банки, это не создаёт новых денег и не ускоряет рост денежной массы, имеет меньшие инфляционные последствия.

Теперь, собственно, об инфляции. Когда я представляла предыдущие основные направления чуть меньше года назад, инфляция тогда была очень высокой, к тому моменту она накопила сильную инерцию и потребовалась ставка на уровне 21%, чтобы эту инерцию преодолеть. И вот если измерять инфляцию в годовом выражении, за последние 12 месяцев, то она снизилась более чем с 10% в пике, это было в марте, до 8% в сентябре. Но вот в этих 8% сидит высокая инфляция конца прошлого года, а для оценки именно текущей ситуации нужно смотреть на рост цен месяц к месяцу с пересчётом на год. И с этого угла видно, что инфляционное давление снизилось сильнее, с пиковых 12-13% в конце прошлого года до менее чем 7% в сентябре. Поэтому с июня мы смогли начать аккуратное снижение ключевой ставки.

И почему нельзя снизить ставку сильнее, зачем такая разница между ставкой и инфляцией? Это совершенно справедливый вопрос. Разница значительная, но она, к сожалению, необходима и вот почему.

Первое. Инфляция снизилась, но, к сожалению, инфляционные ожидания, они всё такие же высокие, как в 2024 году, когда инфляция была выше. Увы, четыре года высокой инфляции, они не проходят бесследно, и эта инерция, она задирает все ставки в экономике. Ставки в среднем должны быть выше, чтобы при таких высоких инфляционных ожиданиях люди были уверены, что их сбережения не обесценятся. Иначе у людей не будет стимулов к сбережению, и как следствие, как абсолютно понятное следствие, у банков не будет базы для кредитования экономики.

Вторая группа факторов это, конечно, то, что у всех на слуху, много обсуждали тоже во время наших встреч, это повышение НДС, тарифов ЖКХ, утильсбора, рост цен на бензин. На языке экономистов это всё называется разовые, временные факторы. В каком смысле? В том, что рост НДС, он действительно ведёт к разовому повышению уровня цен. И этим прямой эффект повышения от новой ставки налога исчерпывается. Рост налога не становится постоянной причиной ускорения инфляции. То же самое с бензином. Мы считаем, что правительство сможет удержать дальнейший рост цен на бензин, и он не станет причиной постоянного ускорения инфляции.

Но проблема в том, что когда эти разовые, временные факторы, их несколько, они входят в резонанс, усиливают друг друга и опасения людей по поводу инфляции могут заметно вырасти, а эти опасения, как я уже сказала, могут иметь и материальные последствия в виде необходимости более высоких ставок.

Но и, наверное, это ещё не всё. Важнейшая причина, по которой мы двигаемся осторожно, это ситуация на рынке труда. Низкая безработица, никто не будет спорить, это абсолютно большое благо, каждая пара рук у нас при деле, нарасхват, но вот в нашем случае низкая безработица она уже переросла в дефицит кадров. И мне, честно говоря, сложно привести пример какой-то другой крупной экономики, где показатели рынка труда держались бы в такой зоне так долго.

И к чему это приводит, мы тоже видим по опыту двух последних лет. Ожесточённая конкуренция предприятий за работников приводит к тому, что рост зарплат растёт быстрее производительности труда, то есть толкает инфляцию вверх и обесценила те же самые зарплаты.

Сейчас появились первые признаки смягчения ситуации на рынке труда. Это, действительно, обнадёживает, но они пока только первые. И нам иногда возражают, и депутаты тоже поднимали этот вопрос, приводя в пример предприятия, которые переходят и на четырёхдневную рабочую неделю, эти предприятия у всех на слуху. Но вот мы посмотрели, на них трудится сейчас десятая доля процента, 0,2%, если быть точными, от 74 миллионов людей, занятых в целом.

Большинство предприятий, а мы опрашиваем ежемесячно по всей стране, по всем регионам, до 15 тысяч предприятий и большинство, к сожалению, говорят о том, что им не хватает работников, сложно их найти и удержать.

Это иллюстрация, что вот если механически переносить состояние одной отрасли, одного предприятия, пусть даже крупного, на всю экономику в целом, то картина может получиться искаженной.

И, кстати, отсюда и разговоры про рецессию, грань рецессии. И я бы очень призывала ответственно относиться к таким заявлениям, потому что при рецессии неизбежны две вещи – резко растёт безработица, а затем снижаются реальные зарплаты. Ни того, ни другого сейчас у нас близко нет.

Высокая ключевая ставка способствует более умеренному росту спроса и снижению такой ожесточённой конкуренции за дефицитные ресурсы в экономике. Без этого издержки предприятий будут непрерывно расти и безо всякой пользы для них, для работников, для экономики в целом.

Ещё одно проявление высокой ключевой ставки – это укрепление рубля в первой половине нынешнего года. Несколько слов о том, как это работает. Высокие рублёвые ставки означают более умеренный спрос на импорт, а значит, более умеренный спрос на валюту. Второе. Рубль как средство сбережения становится более привлекательным для людей, для бизнеса, чем сберегать в валюте.

Иначе говоря, укрепление рубля – это тоже один из каналов, по которому ключевая ставка тормозит инфляцию. Если этот канал убрать, как иногда призывают, искусственно ослабить рубль, то ключевая ставка должна быть выше.

Ещё один фактор, который, мне кажется, надо иметь в виду не только вот для оценки текущей ситуации на будущее. Мы всё больше и больше в развитии экономики делаем акцент, фокус на развитие внутренних ресурсов, внутреннего спроса. И у нас больше ограничений на импорт, внешних, внутренних барьеров, импортозамещения и так далее, и это будет всё приводить к тому, что будет меньше спрос на импорт, и это фундаментальные изменения в пользу более крепкого рубля.

И подчеркну, вот мы общаемся с предприятиями, и все нам, многие говорят, что для них важен и для экономики в целом даже не столько уровень курса, конечно, для экспортёров важен и уровень курса, но и предсказуемость курса, стабильность курса. Вот эта стабильность курса, она достигается именно при низкой инфляции, и низкая инфляция действует на курс гораздо лучше всяких административных мер.

Теперь несколько слов о нашем прогнозе. В начале этого года у вас было много вопросов, почему так сильно расходятся прогнозы Банка России и Минэкономразвития. Сразу скажу, на текущий момент у нас коренных различий нет. Инфляция в следующем году, по нашему прогнозу, будет снижаться к целевому уровню 4%. В начале этого года она ненадолго может ускориться из-за повышения налогов, затем из-за опережающего роста коммунальных тарифов, но это не отменяет вектора на снижение ключевой ставки, и здесь очень важно, что общая конфигурация бюджета на следующий год в целом будет способствовать снижению инфляции.

Подчеркну, что, на наш взгляд, повышение НДС гораздо менее проинфляционное, чем финансирование дефицита, за счёт наращивания государственного долга. И мы в Центральном банке, конечно, поддерживаем приверженность правительства и Государственной Думы к сбалансированному бюджету.

Следующий вопрос, который вы тоже поднимали – может ли экономика расти быстрее, чем предусматривает наш прогноз? Да, может, при условии, что те ресурсы, ограниченные ресурсы, будут получать именно компании, те отрасли, где быстрее растёт производительность труда. И что инвестиции, которые делаются, большие инвестиции, будут давать отдачу в виде высокой рентабельности. Потому что кредитование по низкой ставке низкорентабельных и даже убыточных компаний – это путь в никуда.

В условиях дефицита рабочих рук экономика предложения – это не про план по валу, а это про эффективность и про производительность, про перераспределение наших ресурсов, ресурсов нашей страны, в наиболее востребованные, наиболее эффективные сектора. И, на мой взгляд, разговор об ускорении роста нужно начинать именно с этих вопросов. Производительность, конкуренция, контроль за монополиями, мобильность трудовых ресурсов, качество человеческого капитала, чёткая приоритизация госрасходов...

Коломейцев Н. В., фракция КПРФ:

- Уважаемые коллеги, главным для нас должен быть указ президента о достижении стратегических национальных целей для всех присутствующих в этом зале и отсутствующих. И, по мнению наших экспертов, проводимая ДКП в корне противоречит достижению этих целей. Почему? На 1,5% снизили инфляцию, в три раза упал объём производства, депозитный пузырь – 117 триллионов, и, наверное, во имя их Аксаков (председатель Комитета по бюджету и налогам. – прим. ред.) предлагал понизить им возможности для вложения, хотя это ничего не даст.

Следующий вопрос. Банковская система из-за депозитного пузыря превратилась в рантье, который в принципе не желает инвестировать в экономику, а те кредиты, о которых вы говорите, большая часть идёт на погашение процентов перед банками. И в данной ситуации поясните, почему Основные направления денежно-кредитной политики систематически... (Микрофон отключён.)

Набиуллина Э. С.:

Спасибо большое, Николай Васильевич, за вопросы.

Безусловно, Банк России вносит вклад, должен вносить вклад, и мы ответственность эту чувствуем для достижения национальных целей развития страны. Защита доходов наших граждан, трудовых доходов, которые они зарабатывают, сбережений, которые они делают, от обесценивания, ценовая и финансовая стабильность – это базовые условия для того, чтобы решались все задачи национального развития. И, конечно, мы все нацелены на то, чтобы у нас устойчиво повышались темпы экономического роста.

Как это возможно? И вот сегодняшний разговор о повышении производительности труда, мне кажется, он просто принципиально важный. Вот мы видим, что в мире рабочая сила будет сильно расти, не факт, что в России она будет сильно расти. Что это значит? Если нам нужны, а нам нужны, темпы роста выше среднемировых, значит, у нас производительность труда должна расти выше среднемировых, иначе этого не будет.

Для того чтобы производительность труда росла выше среднемировых, нужны инвестиции, нужны предсказуемые условия для инвестиций, а финансовая и ценовая стабильность, именно эти условия. Поэтому, мне кажется, у нас есть все возможности для того, чтобы эти задачи достичь, повысить эффективность нашей экономики и на этом базисе достичь высоких темпов экономического роста и решать национальные цели развития.

Спасибо.

Афонин Ю. В., фракция КПРФ:

- Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, фракция КПРФ в Государственной Думе, Геннадий Андреевич Зюганов не раз говорили о необходимости решения важнейшей задачи развития страны – это серьёзные инвестиции в машинное оборудование. Но в последние пять лет среднегодовой объём таких инвестиций на 15% ниже уровня 2013 года.

Центральный банк мог бы стимулировать кредитование приоритетных отраслей, если бы использовал дифференцированные процентные ставки, предусмотренные статьей 37 Закона о Банке России. Мы слышим обычные возражения: это может разогнать инфляцию. Однако есть ряд способов контролировать адресное выделение денежных средств, например, так, как создание инвестиционного контура финансовой системы с использованием цифрового рубля, который практически не будет влиять на потребительскую инфляцию.

Как Центральный банк видит именно решение этих задач? И какие меры вы готовы предпринять?

Набиуллина Э. С.:

Спасибо за вопрос, Юрий Вячеславович.

Действительно, инвестиции, прежде всего, в технологичные сектора, они будут давать отдачу в виде роста производительности труда, о котором мы сейчас говорим.

Действительно, есть предложение такое – инвестиционный контур ввести или маркировку денег, окрашивание денег, чтобы было видно, что эти деньги идут только на оборудование, на технологии и так далее.

Вроде, с одной стороны, идея привлекательная. Давайте посмотрим, что дальше по цепочке происходит. Допустим, маркированные деньги, вы их потратили, государство выдало в том или ином виде эти деньги, и вы их потратили на технологии, оборудование. Предприятие, которое вам их продало, дальше эти деньги отправляет на зарплату, на сырьё, на иные нужды, то есть уже на втором этапе эти деньги теряют маркировку. Попытка и там ограничить только технологиями, оборудованием, но они вынуждены и рабочей силе платить и так далее. Поэтому эта маркировка, ее на самом деле технически вроде возможно сделать, но экономически это вряд ли будет работать, потому что на втором или третьем этапе эти деньги превращаются в обычные, а инфляции всё равно по какому каналу деньги поступили в экономику, то есть мы видим денежный спрос.

И цифровой рубль, кстати, даст возможность прослеживать в бюджете то, что деньги тратятся именно на покупку оборудования или строительные работы. Мы, кстати, пилот уже проводим по капитальному строительству, и это позволит... Контроль за целевым расходованием бюджета и сейчас есть, но это позволит сильно снизить издержки на организацию этого контроля и сделать его практически автоматическим, и будет очень тяжело обходить, потому что это будет на уровне программы. Цифровой рубль тоже может помочь такому целевому расходованию бюджетных средств.

Но, на наш взгляд, инструменты отраслевой поддержки – это даже не столько маркирование, сколько то, что применяет правительство, и с точки зрения субсидирования ставок, я говорила о том, что нужно, на наш взгляд, и в целом поддерживает правительство, и субсидировать выход на рынок капитала. Мы, со своей стороны, в банковское регулирование, чтобы помочь этому процессу, ввели изменения, готовы дальше смотреть, для того чтобы такие проекты технологически поддерживать, по таксономии, определяемой правительством, Минэкономразвития как раз готовит эти предложения.

И последнее. Высокотехнологичные компании во всём мире, конечно, в большем объёме финансируются не за счёт кредита, а за счёт рынка капитала, вот то узкое место, которое нам надо вместе расшить. Спасибо.

Бабич И. Н., фракция КПРФ:

- Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, согласно базовому сценарию ОНДКП в 2026-м – в 2028-х годах рост доходов граждан продолжится, но в большей степени будет транслироваться в рост сбережений. При этом, по данным опроса национального бюро финансовых исследований, в 2024 году у 73% россиян не было сбережений, которые бы позволили им жить без доходов даже в течение одного квартала, около 17% граждан не смогли бы прожить на свои накопления и недели. В 2025 же году, по результатам исследований, у 38% россиян нет сбережений вообще.

Кроме того, высокие ключевые ставки по вкладам и ещё более высокие ставки по кредитам увеличивают расслоение общества за счёт очень большой дельты: у богатых ещё больше сбережений, у необеспеченных ещё больше долгов. В российских банках была введена система социальных вкладов для людей с невысокими доходами. Насколько она востребована? И чем можно ещё помочь гражданам в сложной ситуации?

Набиуллина Э. С.:

Спасибо. Вы абсолютно правы, для людей без сбережений, а у нас их значительная часть, они требуют особого внимания. И вот для людей, у которых нет доходов от сбережений, от депозитов банка, принципиально важно, чтобы не росли цены в магазинах, поэтому низкая инфляция, которой мы добиваемся, принципиально важна для людей с небольшими доходами. Не зря во всём мире инфляцию называют налогом на бедных. Это первое.

Что касается людей с невысокими доходами, если они пытаются и сберечь что-то и на будущие траты. Вы помните, эта инициатива была, кстати, Вячеслава Викторовича, когда мы обсуждали эту тему, чтобы у людей с небольшими доходами была возможность получать справедливый процент в банках, что те вкладчики, которые имеют большие депозиты, большие суммы депозитов, им дают премиальные ставки и так далее, а у людей с невысокими доходами таких процентов нет. Был введён, спасибо, принят закон и о социальном вкладе и социальном счёте, он вступил в силу только в июле, ещё понадобилось банкам технически, реально заработал в сентябре. И мы сейчас видим только начало этого процесса, но несколько тысяч людей оформили такие вклады, социальные вклады. И не все ещё знают об этом, это, кстати, тоже проблема.

Что мы видим? Ставки по этим вкладам где-то в зависимости от банков, от 1 до 3% выше, чем по стандартным были бы вкладам для них, то есть это всё-таки некоторая подмога. Плюс к этому напомню, позитив от этого вклада, люди в любой момент могут снять деньги без потери процентов, потому что сейчас, если это обычный вклад, люди снимают, теряют проценты, а здесь это предусмотрено для социальных вкладов.

И что мы сейчас хотим сделать: чтобы те, кто имеют возможность такие вклады открывать, они больше знали. Планируем вместе с министерством цифры, чтобы через портал госуслуг разослать тем, кто попадают под эту категорию людей с невысокими доходами, специальную информацию, что у них есть такая возможность, чтобы ей можно было воспользоваться.

Кумин В. В., фракция КПРФ:

- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемая Эльвира Сахипзадовна, уважаемые коллеги! Когда происходят в стране и во времени военные действия, всегда, практически без исключений происходят следующие последствия от этого.

Первое и самое опасное последствие – это рост инфляции неконтролируемый или возможна даже гиперинфляция. Если вспомнить предыдущие конфликты за много-много лет и фактически за столетие, всегда одно и то же. Если правительство увеличивает расходы и при этом совместно с Центральным банком не может сдержать инфляцию, значит, жди, так сказать, гиперинфляцию, и дальше всё пойдёт вразнос.

В этих условиях всегда имеет большое значение мудрость политики правительства, когда необходимо выделить приоритеты и строго им следовать, и практически не останавливаться ни на чём другом.

Вот если вы посмотрите, мы выделили приоритеты, они неслучайно выделены, потому что они все направлены, как вот сегодня говорилось, на повышение производительности труда, на импортозамещение, на то, чтобы, так сказать, обходить санкции, которые выставляют всё время, и мы должны сами производить своё. И здесь правительство, конечно, эти меры и эти приоритеты должно выстроить и поддерживать.

Если же допускаются какие-то отклонения, если финансируем, как говорится, широким фронтом, тогда надо быть готовыми и к повышению ставки, это неизбежное последствие этого, потому что ну ставка – инструмент плохой, потому что ставка бьёт по площадям по всем, по всей экономике, по всем отраслям без исключений.

Поэтому крайне важно сохранять преемственность. Следующий слайд, пожалуйста. Что вот мы видим? Правительство в эти времена всегда начинает поддерживать кого-то и поддерживать сильно. Вот это вот слайд из отчёта Центрального банка. И вот посмотрите, первые внизу вот эти вот голубенькие, зелёненькие, сиреневые - это поддержка вот этих самых приоритетных отраслей. Это поддержка ВПК, значит, льготные кредиты корпоративные, направленные на приоритетные сферы, сельское хозяйство и так далее, МСП. И вот посмотрите, верхнее жёлтое - это льготная ипотека. Льготная ипотека, которая фактически, вы видите, что все они снижаются в номинальном выражении... даже в номинальном выражении, кроме льготной ипотеки, которая растёт бешеным курсом.

Следующий слайд, пожалуйста. Вот посмотрите затраты в этом году на льготную ипотеку. 2 триллиона рублей бюджет будет платить за льготную ипотеку. Что такое льготная ипотека в понимании нынешнем? Это сначала деньги, которые получили девелоперы. Или ещё их проще можно назвать не «девелоперы», а «спекулянты по недвижимости», да. Кто у нас Трамп? Это спекулянт по недвижимости. Вот спекулянты сначала получили деньги, в два раза взгрев цены на жильё, так сказать, а дальше в течение 25 лет будут получать банки, финансовые спекулянты, которые выдали, например, под 22%, а им компенсируют до 8%. Вот посмотрите, сколько.

Причём из них важная ипотека: освобождённые территории, сельская ипотека, дальневосточная. Цифры практически ничтожные по сравнению с льготной ипотекой, которая, вот посмотрите, как бьёт и будет бить ещё в течение 20 лет. И семейная ипотека, которая, как метко выразилась Валентина Ивановна Матвиенко, превратилась из семейной сейчас в столичную ипотеку, потому что все покупают квартиры в столице. Потому что нет никаких критериев чётких, для чего делается семейная ипотека. И в итоге 2 триллиона.

Это, дорогие друзья, сумма, на которую получит эффект бюджет от повышения НДС, утильсбора и ужесточения налогов для малого бизнеса, все вместе взятыми. Также 2 триллиона эффект в год. Еще бы осталось даже несколько сотен на другие цели, если вот это убрать.

Поэтому предложение здесь очень жесткое и твердое, что мы должны прекратить выдавать так называемую семейную ипотеку без целей и без всего остального. Просто это разорительно и невозможно.

И надо признать, что было принято совершенно ошибочное решение по льготной безадресной ипотеке. И слишком долго шла программа, на которой, повторяюсь, нажились только спекулянты финансовые и по недвижимости.

А по финансам, это 10 банков, которые выдавали все эти кредиты. Весь рынок в этом не участвовал. Это были только крупные банки.

Теперь по поводу предложений наших.

Значит, есть ситуация такая, что, вот я представляю себя на месте обычного финансового директора, вот мне трудно разобраться, что говорит Алексей Борисович, очень, и трудно разобраться, что говорит Эльвира Сахипзадовна на пресс-конференциях. Это может быть профессиональная беседа, полтора-два часа, аналитики это поймут и так далее.

Я как финансовый директор должен знать, что у меня будет с инфляцией через полгода, чтобы планировать производство.

И я не понимаю сейчас, никто не понимает, потому что так быстро погружаться и глубоко они не могут.

Они хотят знать, когда будет ставка, и какая она будет. Не размер, плюс-минус, как выгодно бюджету в целом, а вот предприятию, вот как, на какую дату какая будет у меня ставка.

Вот посмотрите, некрасивая картинка, но она прямо вот из релиза Федеральной резервной системы. Вот посмотрите, что они делают.

Никаких среднегодовых прогнозов, вот на конкретную дату, конкретно 19 человек, анонимно, члены комитета подписываются под ставкой. Дальше вырисовывается медиана, которая является ориентиром для всей экономики.

И вот разброс, видите, он показывает неопределенность ситуации в будущем.

Вот мы предлагаем все-таки Центральному банку, хоть не во всем у них надо учиться, у американцев, но нужно посмотреть вот такую картину, чтобы финансовый директор знал, что Центральный банк в лице всех экспертов, членов совета директоров, прогнозируют такую ставку на конец года. Появится определенность, планирование и так далее. Люди могут потерпеть, если они понимают, что завтра будет лучше. А сейчас ситуация такая, что нам говорят одно, дальше правительство вбрасывает инфляцию, значит, либо картошка в четыре раза подорожала, либо бензин, либо, так сказать, налоги повысили и все это, так называемые, разовые факторы, которые в итоге постоянно откладывают главную задачу - снижение инфляции. Постоянно что-то выскакивает.

Поэтому мы требуем, чтобы правительство действовало действительно в одной связке с Центральным банком. Если приоритетная борьба на этом этапе - это борьба с инфляцией, значит, надо заморозить тарифы на ЖКХ. Правильно? Значит, надо, так сказать, прекратить или ограничить льготные программы безадресные. Значит, нужно убрать лишние расходы и вместе бороться с инфляцией.

И вот при принятии таких мер, мы убеждены, что если вот такие меры были бы приняты, то не надо было бы повышать ни НДС, не надо было бы, так сказать, прибивать фактически малый бизнес, если правильно сказать, снижением порога, да. И, так сказать, если сосредоточиться на задачах действительно борьбы с инфляцией, то вполне естественно и возможно было бы по всем нашим расчетам уже 1 марта иметь 12%, как минимум, уже это была бы приемлемая ставка, так называемая, нейтральная ставка, а в течение следующего года добиться 8%.

Поэтому если уж бороться с инфляцией, то вместе должны это делать правительство и Центральный банк, поэтому и называется это «единая государственная денежно-кредитная политика». Вот мы ее пока, к сожалению, все-таки увидеть не можем. И вот когда она будет единая, когда все государство будет работать на одну цель, и согласны, что сейчас важнейшая цель текущая - это справиться с инфляцией, когда они будут работать все вместе, тогда, дорогие друзья, мы будем их поддерживать. Спасибо большое. (Аплодисменты.)

Набиуллина Э. С.:

- Уважаемые депутаты, уважаемый Вячеслав Викторович, спасибо большое за это обсуждение, оно как всегда было содержательным, предметным, очень откровенным.

Но, мне кажется, вот в этот раз, что я хотела подчеркнуть, оно касалось абсолютно коренных проблем, фундаментальных проблем нашего развития, то, о чём мы много говорили, – это повышение производительности, повышение эффективности. И, мне кажется, мы затронули вот этот нерв, реально нерв того, что определяет будущее развитие нашей страны.

И мы прекрасно понимаем, что денежно-кредитная политика, она не в вакууме развивается. Вот Андрей Михайлович сказал, как важно это и для бюджетной политики, ну и для всей экономической политики.

И мы понимаем тоже весь этот контекст. И с этой точки зрения консолидация усилий, координация политики, о чём вы, Вячеслав Викторович, сказали, объединение всех наших усилий на решение общих задач – это принципиально важно для того, чтобы мы достигали успеха.

И мы обязаны с вами снизить инфляцию для того, чтобы уровень жизни наших людей рос. Мы со своей стороны сдерживаем спрос для того, чтобы вот этот разрыв между спросом и предложением товаров и услуг не рос, но, конечно, готовы вместе с правительством работать. И важно чтобы то, что называется экономикой предложения, через производительность труда давало нам возможности устойчиво расти и не при таких высоких ставках.

Мы же все понимаем, что мы хотим умеренных ставок для развития, но для этого нам нужно победить инфляцию.

Анатолий Геннадьевич поднимал вопрос о роли тарифов ЖКХ, влияние их на инфляцию, на экономику, на НДС. Мы обязательно свои материалы отправим, как мы это оцениваем, для того, чтобы вы тоже могли с ними ознакомиться.

И Вадим Валентинович поднимал вопрос о том, что бизнес ждёт большей предсказуемости по уровню ставки. Мы стараемся быть предсказуемыми. Мы, кстати, не так давно начали только публиковать прогноз средней ставки.

Здесь обязательно обсудим, как нам ещё эту информационную работу улучшить, учитывая опыт и ФРС, и других банков и так далее.

И Леонид Эдуардович правильно сказал, не надо выхватывать ключевую ставку из контекста, она не в вакууме ДКП, не в вакууме ключевая ставка. И, когда рабочая сила у нас уже максимально задействована, здесь единственный путь развития – это рост производительности труда, эффективность и в том числе использование каждого бюджетного рубля. Я думаю, что вот консолидация, координация наших усилий должна быть именно на этом направлении.

Александр Михайлович, я надеюсь, что вы со мной согласитесь, всё-таки главное – беспокоиться не о том, что кто-то за рубежом что-то про нашу экономику подумает, всё-таки главное, чтобы у нас по факту экономика была сильной. Вот по факту на практике она должна быть сильной.