Сегодня в субботу 1 ноября 2025 года на заседании столичного парламента № 1618 обсуждался закон о бюджете города Москвы на 2026 и два последующих года. Фракция КПРФ в Московской городской Думе не поддержала данный законопроект. По этому вопросу в ходе обсуждения выступил руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме депутат Николай Григорьевич Зубрилин.
По сравнению с проектом федерального бюджета, который 22 октября был рассмотрен Российским Парламентом в первом чтении, в проекте бюджета Москвы дается более детальная взаимосвязь между расходами по конкретным направлениям и социально-экономическими результатами для столичного региона – экономической и производственной динамикой, качеством жизни граждан, ее продолжительностью, состоянием их здоровья. Там предусмотрены расходы на научные исследования, без чего невозможна полноценная оценка экономических перспектив и эффективности бюджета, повышение расходов на столичное здравоохранение в 2027 году на 7,5% по сравнению с 2026-м годом. Можно рассматривать и как позитивный фактор реальный рост расходов на жилищно-коммунальное хозяйство Москвы, который в 2027-м должен превысить инфляцию примерно на два процента.
Были учтены также целый ряд вопросов, касающихся сферы образования столицы, в частности, это масштабное обновление инфраструктуры школ. Так на модернизацию материально-технической базы образовательных организаций, включая строительство, проведение капитального и текущего ремонтов, приобретение оборудования в 2026 г. планируется направить 450 млрд рублей, в т.ч. более 155 млрд рублей средств инвесторов. В предстоящей трехлетке продолжится реализация уникального проекта «Моя школа», в рамках которого устаревшие школьные здания полностью обновляются с ориентиром на подготовку школьников, в том числе с ориентиром на дальнейшее образование по востребованным рабочим профессиям.
В Москве уже увеличен прием в колледжи, в том числе и на бюджетные места. При этом в проекте бюджета обращено внимание на улучшение материально-технической базы колледжей, современным оборудованием оснащаются лаборатории и мастерские, как на городских предприятиях. Запланировано финансирование проведения капитального ремонта 3 зданий колледжей и строительство крупных объектов образования: семи флагманских колледжей, где студенты смогут получать востребованные специальности. Хочется надеяться на то, что принятые меры позволят полностью удовлетворить спрос на получение среднего профессионального образования.
Естественно, заслуживает поддержки тот факт, что безусловным приоритетом инвестиционной программы является развитие социальной инфраструктуры. В 2026-2028 годах планируется завершить строительство 444 объекта, в т.ч.: 195 зданий образовательных учреждений, а это крупные образовательные комплексы и колледжи; 52 объекта здравоохранения; 5 объектов социальной поддержки населения; 42 объекта культуры; 150 объектов спорта, включая легковозводимые.
Хорошо, что будет расширена сеть детских спортивно-патриотических палаточных лагерей, создаваемых при участии Минобороны России и МЧС России, где подростки могут изучать основы инженерной и тактической подготовки, топографии, пожарно-спасательных работ и полевой медицины, управлять БПЛА и ориентироваться на местности.
Однако обсуждаемый проект столичного бюджета содержит целый ряд негативных положений, которые фракция КПРФ не может одобрить и принять. Изъяны московского бюджета порождены тем же, чем порождены изъяны бюджета федерального.
Нельзя не обратить внимание и на намеченный на 2027 год почти двукратный скачок расходов на обслуживание долга. Ни по одному другому направлению расходы даже близко не растут такими темпами, как расходы на погашение долговых процентов. Аналогичная проблема прослеживается и в федеральном бюджете. Но темпы роста расходов на погашение долга в бюджете Москвы намного существеннее. Крайне низкая инвестиционная активность крупнейших и богатейших частных собственников, чья экономическая деятельность, по сути, не приносит пользы стране и носит паразитический характер по отношению к ней. Даже в нынешних сложнейших условиях, когда нам объявлена война на уничтожение, они не желают вкладываться в развитие страны и региона, ресурсы которых эксплуатируют. Вот главный для общества, для страны и для нашей столицы результат разгосударствления экономики и передачи народной собственности в руки алчных и безответственных нуворишей.
Несправедливая налоговая политика, согласно которой долларовые миллиардеры и миллионеры отдают в бюджет такой же процент от своих дивидендов, какой трудящиеся отдают со своих зарплат. Принципиальное изменение этой политики и кардинальное увеличение налоговой нагрузки на самых богатых, большая часть которых сосредоточена в Москве, обеспечило бы приток огромных дополнительных средств в бюджет.
Невозможность наращивать долю ВВП в бюджете при нынешней олигархической системе, когда все большая часть национального богатства в результате несправедливого распределения сосредотачивается в руках частных собственников. А не в руках государства и тех, кто это богатство создает.
Как и в прогнозе, сопровождающем проект федерального бюджета, в прогнозе, на котором базируется проект бюджета Москвы, заложены явно нереалистичные параметры ожидаемой инфляции – по 4% на каждый год предстоящей трехлетки. Такому прогнозу противоречат не только выводы специалистов, но и наблюдаемые сегодня тенденции роста цен. А если проект основывается на нереалистичных параметрах роста цен, то данное положение ставит под сомнение обоснованность бюджета в целом. Как и в федеральном бюджете на следующую трехлетку, в московском запланировано сугубо символическое повышение роста расходов относительно официальной инфляции. В 2027-м расходы столичного бюджета вырастают на 5,6% по сравнению с 2026-м. В 2028-м расходы планируется повысить на 4,7% по сравнению с 2028-м. Даже если допустить, что реальная инфляция ограничится заявленными в прогнозе 4%, реальные, с учетом этой инфляции, расходы бюджета подрастают только на 1,6% в 2027-м, и лишь на 0,7% — в 2028-м. Такая низкая динамика роста не может обеспечить реальное ускорение социально-экономического развития региона и улучшение социального положения его жителей.
Согласно проекту расходы бюджета Москвы составят относительно валового регионального продукта 14% в 2026 году, 13,7% — в 2027-м и 13,2% — в 2028-м. Таким образом, как и на федеральном уровне, прослеживается крайне негативная тенденция: постоянное снижение в бюджете доли совокупного богатства, производимого регионом, совместными усилиями его жителей. Внутренний региональный продукт Москвы, согласно прогнозу, будет в 2026-2028 гг. ежегодно расти на 2-3%. А расходы регионального бюджета по отношению к нему будут постоянно снижаться. Названные цифры говорят о том, что все меньшая доля этого богатства аккумулируется в бюджете, который должен работать на общие интересы. И все большая – в карманах крупных собственников, работая на пополнение их капитала. Но по сравнению с федеральным бюджетом, где соотношение между его расходами и ВВП России составит, согласно проекту, 18,7% в 2026-м, 18% — в 2027-м и 17,9% – в 2028-м, ситуация с московским бюджетом по этому принципиальному показателю выглядит еще более плачевной.
Один из ключевых индикаторов уровня экономического развития страны, или отдельного региона – это соотношение в доходной части бюджета между налогами с доходов граждан и с доходов на прибыль организаций. То есть между налогами, которые удерживают с трудящихся, с их заработка, и теми, которые приносит экономика. Здоровая экономическая ситуация, указывающая на успешное развитие, всегда характеризуется тем, что поступления в бюджет от налогов с прибыли предприятий превышают поступления от налогов с личных доходов граждан. Как же обстоит с этим дело в бюджете Москвы? Ожидается, что на протяжении всей предстоящей трехлетки доля налогов на прибыль организаций будет в районе 34% от всех налоговых поступлений в бюджет столицы. А доля налогов на доходы физических лиц – на уровне 50%. При этом доля первых на протяжении трехлетки будет снижаться, а доля вторых – расти. Это весьма негативный симптом для любой экономики. Он говорит о том, что вместо экономики полноценно развивающейся, модернизирующейся, мы имеем такую, при которой казна все меньше получает от экономического процесса, от того, что создается в регионе. И все больше – за счет поборов с граждан.
Ускорению экономического развития региона явно не способствуют и запланированные в проекте расходы по разделу «Национальная экономика». В 2027-м они должны вырасти только на 3% по сравнению с 2026-м. То есть их рост на процент отстанет даже от официальной инфляции. Иными словами, в реальном выражении они снизятся. А в 2028-м повышение расходов по этому разделу обгонит официальную инфляцию только на три десятых процента. В результате, по итогам трехлетки мы все равно получаем фактическое снижение расходов на развитие экономики по сравнению с началом бюджетного периода. В этой связи не прибавляет оптимизма и то обстоятельство, что в течение трех лет в одной точке замирает финансирование расходов на прикладные научные исследования в области национальной экономики. Иными словами, учитывая инфляцию, их реальное финансирование будет снижаться.
И в 2027-м, и в 2028-м гг. расходы на столичный транспорт, согласно планам составителей бюджетного проекта, должны быть ниже, чем в 2026-м. Это весьма тревожный сигнал для такого мегаполиса с гигантским пассажиропотоком, как Москва.
Если в 2027-м рост расходов по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» почти на два процента превышает инфляцию, то в 2028-м он почти на три процента от нее отстает. То есть в реальном выражении к концу трехлетки намечается сокращение расходов на ЖКХ столицы. А расходы на благоустройство города в течение всего бюджетного периода будут снижаться и в номинальном выражении.
Расходы по разделу «Социальная политика» к концу предстоящей трехлетки планируется увеличить лишь на 3,2% по сравнению с ее началом. А инфляция за это время только по официальному прогнозу вырастет на 8%. В итоге финансирование социалки в течение трехлетнего периода де факто не растет, а урезается на 4,8%. Особое внимание в рамках социального раздела обращает на себя сокращение вложений московского бюджета в охрану семьи и детства, что категорически противоречит стратегически важнейшей задаче преодоления демографического кризиса. Да, в Москве демографическая ситуация благоприятнее, чем в среднем по стране. Но это не значит, что столичный бюджет должен способствовать ее ухудшению.
Если в 2027-м году по разделу «Здравоохранение» планируется выделить на 7,5% больше средств, чем в 2026-м, то расходы 2028 года по этому разделу должны превысить расходы 2026-го только на 2,6%. То есть в реальном выражении, учитывая инфляцию, которая за два года составит 8%, они будут на 5,4% ниже, чем в начале трехлетки. При этом расходы на скорую медицинскую помощь в течение всей трехлетки, согласно проекту, не вырастают ни на копейку, застревая на одном уровне. То есть в реальном выражении и они снижаются. Как и расходы на прикладные научные исследования в сфере здравоохранения. А расходы на амбулаторную помощь в столице снижаются и в номинальном выражении. Невозможно мириться с тем, что в 2027-м расходы на столичное образование не только не вырастают, но даже снижаются по соответствующему разделу на 0,6% по сравнению с 2026-м. Прикладные научные исследования в области образования, как и в случае с прикладными научными исследованиями в области экономики и медицины, планируется все три года финансировать на одном уровне. Следовательно, учитывая инфляцию, их фактическое финансирование тоже уходит в минус. Недопустимым для Москвы, которая является культурным центром не только российского, но и мирового масштаба, выглядит намеченное снижение расходов на поддержку культуры на 12% в течение трехлетки.
Признавая некоторые определенные плюсы представленного проекта московского бюджета, особенно по сравнению с бюджетом федеральным, фракция КПРФ вынуждена констатировать, что целый ряд изъянов, противоречащих важнейшим социальным и экономическим задачам, в проекте бюджета столицы гораздо больше. Голосовать за бюджет в таком виде представители КПРФ в Мосгордуме возможности не видят.