КПРФ.ру
12 Декабря 2025, 14:49
Ведущий – первый заместитель Руководителя фракции КПРФ Н.В. Коломейцев. С докладами выступили: первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по энергетике С.Г. Левченко (фракция КПРФ), академик РАН А.С. Сигов, академик РАН В.А. Стенников, заместитель Министра энергетики Российской Федерации Д.В. Исламов и другие.
* * *
Рекомендации Круглого стола «Актуальные проблемы развития топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации»
(Москва, декабрь 2025 г.)
Топливно-энергетический комплекс РФ – это основа экономики страны, которая обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей хозяйства, объединяет регионы нашей большой страны в единое пространство, формирует огромную часть бюджетных доходов и валютных поступлений.
Доля ТЭК в ВВП РФ составляет ~20%
Доля нефтегазовых доходов бюджета ~30%
По сравнению с прошлыми периодами наблюдается устойчивое падение. Ранее цифры составляли 30% от ВВП и >40% доходов бюджета. Если бы уменьшение доли ТЭК было связано с развитием других отраслей, то эти данные не носили бы отрицательный характер. Но т.к. уменьшение доли связано именно с падением доходов, то ситуация требует вмешательства правительства.
Добыча, переработка и экспорт углеводородов
Т.к. доходы от экспорта зависят от коньюнктуры рынка, валютных курсов, влияют политические риски, т.е. факторы на которые Российская Федерация не может влиять, либо влияние ограничено, то следует сосредоточиться на тех параметрах, которые можно регулировать.
Объем добычи энергетических ресурсов в России устойчиво превышает внутреннее потребление, по нефти в 1,9 раза, по газу в 1,5 раза, по углю в 1,8 раза.
На сегодняшний день коэффициент извлечения нефти при добыче составляет 35%, что ниже среднемировых показателей. Переработка попутного газа и извлечение газового конденсата – также ниже мировых величин.
В районах нового освоения нефтегазовых и угольных ресурсов (прежде всего в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке) для организации добычи необходимо инновационное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.
Не произошло коренных изменений в технологии нефтепереработки, и глубина переработки остается на низком уровне 72%.
Отложена и забыта государственная программа выполнения технических регламентов, утвержденная в 2007 году.
Несмотря на призывы об импортозамещении, удвоении ВВП, создания 10 млн высокотехнологичных рабочих мест, обещании слезть с углеводородной иглы, мы последовательно увеличивали экспорт нефти, угля и стремились увеличить поставки газа, пока внешние обстоятельства не привели к снижению экспорта.
|
1991 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2024 г. |
|
|
Экспорт газа, млрд м3 |
246,8 |
203,5 |
184,4 |
119 |
|
Экспорт нефти, млн т |
173,9 |
214,4 |
242 |
235 |
|
Экспорт угля, млн т |
40 |
210,5 |
210,9 |
195 |
3/4 в структуре экспорта страны составляют минеральное сырьё и металлы. При этом в стране есть регионы, где доля газификации находится на уровне статистической погрешности. То есть, наше развитие зависит не от российского потребления, а от других государств, где мы не можем влиять на ситуацию.
При этом законодательное обеспечение таково, что переработка нефти становится невыгодной по сравнению с её экспортом, особенно после окончания налогового маневра и обнуления экспортных пошлин. Для того, чтобы решить вопрос дефицита топлива пришлось вводить такие виды государственных регуляций, как демпфер и обратный акциз. Однако эти меры не являются полноценным решением проблемы в долгосрочной перспективе.
Одновременно мы резко снизили инвестиции в геологоразведочные работы. Поэтому динамика разведки новых месторождений падает с 2008 года по настоящее время. В результате снижается доля запасов газа и нефти РФ от разведанных в мире.
|
1990 г. |
2022 г. |
2024 г. |
||||
|
Доля в общемировых разведанных запасах |
Запас на …лет |
Доля в общемировых разведанных запасах |
Запас на …лет |
Доля в общемировых разведанных запасах |
Запас на …лет |
|
|
Газ |
43% |
82 |
22% |
70 |
20% |
60 |
|
Нефть |
13% |
36,7 |
6,5% |
37,6 |
6,5% |
35 |
Вы видите снижение за 30 лет в два раза, и тенденция сохраняется.
(Оценки запасов по количеству лет могут носить разный характер, но в целом, сохраняется тенденция на уменьшение)
Учитывая вышеизложенное, требуется кардинальный пересмотр законодательства, чтобы стимулировать переработку углеводородов. Государство должно занять позицию, направленную на увеличение доли конечных продуктов в структуре доходов.
Электроэнергетика
Электроэнергетика - это одна из самых сложных подотраслей ТЭКа, отличается быстрым устареванием генерации и сетевого оборудования, малым привлечением новых электроэнергетических мощностей, большими потерями электроэнергии. В итоге на собственные нужды и потери расходуется до 1/5 части всей произведенной электроэнергии. При этом ¾ мощностей российских электростанций построены еще в советское время.
|
1990г. |
2021г. |
2024 г. |
Прирост с 1990 по 2024 г. |
|
|
Выработка электроэнергии в России, млрд кВт*ч. |
1 082 |
1 131 |
1 180,7 |
9,1% (4,5% 2021г.) |
В то же время, например:
|
Рост потребления энергии с 1990 по 2020 г. |
|||
|
Китай |
11,5 раз |
Германия |
36% |
|
Япония |
45% |
Франция |
31% |
|
США |
44% |
Канада |
27% |
|
Италия |
23% |
В мире в среднем |
24% |
К 2042 году планируется ввод 88,5 ГВт новой генерации и модернизация 66,4 ГВт, при этом общая установленная мощность должна составить 299,3 ГВт. Т.е. за 17 лет рост установленной мощности составит 13,5%. Модернизировано (или заменено новым) за этот же срок будет менее 40% оборудования. Т.е. цифры модернизации и ввода новых мощностей недостаточны для безаварийного функционирования энергосистемы.
ТЭК – это и индикатор развития страны. Экономически эффективный гидроэнергетический потенциал рек России составляет 850 ТВт*ч, а среднегодовая выработка электроэнергии ГЭС России составляет около 200 ТВт*ч или ~23% экономического потенциала, наблюдается рост, относительно 2023 года, но процент освоения по-прежнему невысок. Для сравнения: как используется этот потенциал в других странах.
|
Использование гидроэнергетического потенциала рек |
|
|
США |
68% |
|
Канада |
75% |
|
Бразилия |
94% |
|
Западная Европа |
80% |
|
Норвегия |
96% |
|
Россия |
23% |
При всех недостатках отрасли, важнейшим стимулом для развития является увеличение потребления. Важный показатель – использование энергетических мощностей.
|
На 01.01.2025 использование установленной мощности в России составляет 49%, на 01.01.2023 было 51,7% |
Крайне важно, как экономика использует даже этот относительно небольшой потенциал? Как развиваются современные технологии? Происходит ли их энергосбережение? Каковы затраты электроэнергии на единицу ВВП (кВт.ч/долл)?
|
Затраты электроэнергии на единицу ВВП (кВт.ч/долл) |
Снижение затрат электроэнергии на единицу ВВП с 1990 года |
|
|
Великобритания |
0,11 |
63,3% |
|
Германия |
0,13 |
69,1% |
|
Канада |
0,29 |
69,1% |
|
Китай |
0,44 |
|
|
Россия |
0,52 |
25% |
Соотношение затрат электроэнергии на единицу ВВП в России остаётся большим, требуется уделить внимание вопросам энергоэффективности.
Также происходит падение экспорта электроэнергии.
|
2020 г, млрд кВт*ч |
2021 г, млрд кВт*ч |
2022 г. , млрд кВт*ч |
2023 г. , млрд кВт*ч |
2024 г. , млрд кВт*ч |
Рост, млрд кВт*ч |
Рост, % |
|
|
Экспорт эл/энергии |
11,4 |
25 |
13,56 |
10,35 |
8,5 |
-2,9 |
-25% |
Возвращаясь к вопросу поступлений доходов в бюджет, нельзя не отметить, что электроэнергия это продукт высокого передела, при производстве которого задействовано высокотехнологичное оборудование. Экспорт электроэнергии мог бы приносить дополнительные доходы, и, несмотря на рост количества энергодефицитных регионов, ещё есть возможности для экспорта, но износ сетевого хозяйства не позволяет реализовать этот потенциал.
Для объективной оценки существующей ситуации надо вернуться к началу, к принципам владения и управления ТЭКом.
В статье 71 Конституции РФ записано следующее: «В ведении Российской Федерации находятся:
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация, информационные технологии и связь; космическая деятельность».
А на деле в 2009 году единый государственный орган управления энергетикой был разрушен. На его базе была зарегистрирована группа независимых компаний: 6 оптовых генерирующих компаний, 14 территориальных генерирующих компаний и т.д.
До настоящего момента нет единого центра принятия решений.
Кроме того, доля иностранного капитала в энергетике составляет 30%. Самые мощные и эффективные электростанции: Братская, Усть-Илимская, Красноярская в большой доле принадлежат иностранной компании, учрежденной правительством США, таким образом, осуществляется контроль извне, что в условиях продолжающейся СВО несёт серьёзные риски. И владельцем переданы в бесплатное пользование все плотины этих ГЭС, которые строила вся страна.
Кто из частных иностранных компаний бросится выполнять утвержденные в России государственные концепции, стратегии, доктрины, национальные цели, имея свои цели и интересы?
Атомная энергетика
Энергетика – одна из самых чистых (низкоуглеродных) отраслей. 1/3 генерации – это атомная энергетика и возобновляемая энергетика. И около ½ на природном газе. Такая структура была заложена еще в советское время. Атомная энергетика уже признана «зелёной» в значительном количестве стран, в т.ч. и в ЕС (пусть и с оговорками).
В России АЭС характеризуются стабильной выработкой, но рост отсутствует.
При этом происходит падение экспорта электроэнергии.
|
2020 г, млрд кВт*ч |
2021 г, млрд кВт*ч |
2022 г. , млрд кВт*ч |
2023 г. , млрд кВт*ч |
2024 г. , млрд кВт*ч |
Рост, млрд кВт*ч |
Рост, % |
|
|
Выработка эл/энергии на АЭС |
216 |
222,4 |
223,4 |
217,7 |
215,7 |
-0,3 |
-0,13% |
|
Экспорт эл/энергии |
11,4 |
25 |
13,56 |
10,35 |
8,5 |
-2,9 |
-25% |
Быстрое развитие атомной энергетики могло бы решить многие задачи эффективного электрообеспечения, например, потребление электрической энергии в ОЭС Востока стабильно растет. Прогноз прироста электропотребления по ОЭС Востока в 2025–2030 гг. 4,9 % в год (3,4 % по мощности) при среднероссийских показателях 2,1 % (1,4 %). Но:
- слабо развитая машиностроительная база,
- значительная часть производственных и строительных мощностей занята выполнением зарубежных заказов.
Это не позволяет вводить более одного-двух атомных блоков в год, причём, не всегда в запланированные сроки.
Регулярно продлеваются сроки эксплуатации энергообъектов, выработавших нормативные периоды. Если сравнить запланированные вложения в атомную энергетику в России и Франции на ближайшие годы, то мы сильно уступаем по этому показателю.
Следует отдельно рассмотреть вопросы цифровизации АЭС, интеграции элементов ИИ в управление. Это может привести к снижению простоев и повышению эффективности.
Возобновляемая энергетика.
В 2024 году на ВИЭ и атомную энергетику пришлось более 80% прироста всех генерирующих мощностей в мире. При этом, более половины общемирового роста - на солнечную и ветрогенерацию. Наблюдается ежегодный рост СЭС и ВЭС в мировой энергетике.
По данным Системного оператора, доля ветровой и солнечной энергии в общем балансе РФ составила в 2020 году 0,15%, в 2022 году доля ВЭС и СЭС в общей выработке электроэнергии составила 0,7%, в 2024 г 0,98%, фиксируется устойчивый рост. К 2042 году доля установленной мощности СЭС и ВЭС может увеличиться до 7,3 % (21,9 ГВт).
Но проблема, как обычно, в деталях реализации, вместо использования СЭС и ВЭС в районах, где часто экономически невыгодно тянуть сотни километров централизованного энергоснабжения, инвесторы, используя меры поддержки, строят мощности там, где им проще и удобнее. В результате генерирующие мощности СЭС и ВЭС распределены по стране очень неравномерно, начиная вызывать проблемы системного характера в местах своей концентрации.
При этом мы видим планы покрытия дефицита электрической энергии в ОЭС Востока путем строительства солнечных и ветровых электростанций суммарной установленной мощностью до 1700 МВт. При этом не была учтена эффективность данного решения с учётом КИУМ данных видов генерации. А это не более 30% при хороших внешних обстоятельствах.
Следует кардинально изменить подходы по вопросам СЭС и ВЭС. Мы видим на примерах других стран, к чему может привести наращивание доли солнечных и ветровых электростанций. Нужно законодательно установить максимальную долю таких типов генерации в региональных энергосистемах.
Теплоснабжение
Неблагополучная картина с теплообеспечением страны уже признается на государственном уровне. 30% тепла вырабатывается на ТЭЦ как сопутствующее выработке электроэнергии.
Непредсказуемая ситуация, создаваемая на стыке двух рынков, регулируемого - по электроэнергии, и нерегулируемого по теплоснабжению, приводит к тому, что потребители начинают строить свои котельные, где расход топлива на Гкал в два раза больше, чем на ТЭЦ. Новой стратегии по теплоснабжению в стране нет.
В ряде регионов возникает «конфликт интересов», когда большая часть добываемого угля предназначена для электростанций, а для сферы ЖКХ и населения – по остаточному принципу.
Следует поручить Минэнерго России рассмотрение схем теплоснабжения для городов с населением 300 - 400 тысяч, а не 500 тыс. чел., как сейчас, что позволит контролировать федеральным ведомствам местные администрации и исключит влияние местных ресурсоснабжающих организаций. А также внести изменения в Постановление Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г. изменения, уравнивающие права жителей МКД и жилых домов в части оплаты за помещения, не оборудованных отопительными приборами и платящих по нормативу.
Энергоэффективность
Ранее указывалось на достаточно большие затраты энергии на единицу ВВП. Но повышению энергоэффективности в РФ мешает ряд факторов. Разрозненность нормативной базы. Различия в региональных программах поддержки усложняют процесс модернизации. Сложность и ограниченность привлечения бюджетных средств. В госпрограмме «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» не указаны необходимые мероприятия для достижения поставленных целей и источники их финансирования.
При этом стоимость мероприятий по улучшению энергосбережения может существенно превышать экономическую выгоду от дополнительной экономии ресурсов. Следует обратить внимание на разработку механизмов стимулирования при использовании энергосберегающих технологий.
Реализации энергосервисных контрактов мешает сложность разработки и согласования методик измерения энергосберегающего эффекта. И т.к. подобные контракты имеют большие сроки окупаемости, то текущая стоимость кредитования, зачастую, делает их нерентабельными.
Подводя итог, при улучшении показателей энергоэффективности, нужно найти баланс между затратами и экономической эффективностью.
Возникшие и нарастающие проблемы территориального размещения объектов добычи углеводородов, генерации и объектов потребления
В последние десятилетия возник и нарастает дисбаланс размещения центров производства и потребления энергетических ресурсов. Это порождает беспрецедентно большой и постоянно растущий объём наиболее дорогих сухопутных перевозок. Всё большая концентрация экономического роста и потребления в центральных районах европейской части страны, доля которых превысила 60% потребления энергии в стране, при этом рост добычи и производства энергетических ресурсов в северных и восточных районах страны свыше 80% от общего прироста. При этом одна из причин дефицита электроэнергии в ряде регионов, в т.ч. и на Дальнем Востоке, нехватка первичных энергоносителей. Что подтверждает тезисы о дисбалансе.
Всё это, а также отсутствие внятной государственной политики в области энерготарифов, привело к тому, что с 1999 г. по 2018 г. цены в стране выросли в 6 раз. Но за это время цена, по которой покупают электроэнергию промышленные предприятия, выросла в 10 раз, стоимость электроэнергии для населения более, чем в 15 раз.
Следует выделить проблему логистики угольной отрасли. Экономика угледобывающих регионов во многом строится на попытках нарастить экспорт угля. В то время, как следует увеличивать внутреннее потребление, необходимо строительство современных угольных станций, развитие химической промышленности. Рассмотреть вопрос о привязке угледобывающих компаний к конкретным генерирующим станциям согласно их проектным данным на тот или иной уголь. Несмотря на то, что такой подход может вступать в противоречия с 44 ФЗ, тем не менее, он оправдан. Каждая конкретная ТЭЦ проектируется под определенную марку угля – такой уголь будет для станции проектным топливом. Классическая схема строительства тепловой электростанции - «на борту угольного разреза». Тем более, что современные угольные ТЭЦ, работающие на ультрасверхкритических параметрах пара имеют хорошие показатели экологичности, за счёт снижения количества сжигаемого угля, на выработку того же количества электроэнергии. Например, более 90% новых угольных ТЭЦ вводимых в работу в Китае, работают на ультрасверхкритических параметрах. В России тоже имеются технологии для проектирования и производства подобных объектов, но требуются усилия профильных ведомств.
Об этом же в октябре этого года, в рамках заседания во время Российской энергетической недели сказал и президент РФ Путин В.В.
"Предлагаю нацелить на снабжение цифровой экономики, дата-центров объекты локальной генерации, станции, где используются ресурсы, которые специалисты называют запертыми, - обратил внимание президент, - то есть их далеко и дорого перевозить, а значит эффективнее использовать на месте добычи. И прошу правительство представить предложения по организации такой модели".
"В том числе прошу проработать использование передовой чистой угольной генерации для обеспечения потребностей цифровой инфраструктуры, центров хранения и обработки данных и так далее. Такие объекты расположены непосредственно в наших угледобывающих регионах, это и современные рабочие места, и диверсификация местной экономики"
Пример дисбаланса, ситуация в Республике Бурятия, там наблюдается и прогнозируется дальнейший дефицит электрической энергии, при этом, в регионе много месторождений качественного угля, который в большинстве уходит на экспорт.
Развивать технологии извлечения метана из угольных пластов. Направить усилия на оценку рентабельности добычи редкоземельных металлов из отечественных углей.
Решения по угольной отрасли следует принимать безотлагательно, по итогам 2024 года убытки достигли 112,6 миллиарда рублей. По данным министерства энергетики, в красной зоне (это предприятия, которые остановлены, либо на грани остановки) на сегодняшний день находится 51 предприятие, то есть шахты и разрезы.
Отсутствие целеполагания, реального планирования и контроля за развитием ТЭКа и страны в целом
Уже перечисленных и многих других проблем можно было избежать и не бороться с последствиями, если бы в стране существовали реальные долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные плановые документы с количественными и качественными характеристиками, механизмами их достижения и контролем за их исполнением, как следствие, сложности прогнозирования развития ТЭК и реализации прогнозов. Мы все время находимся в борьбе с последствиями и перекосами.
Если коротко перечислить только часть, я бы сказал «плановоподобных» документов, которые сегодня существуют в области развития ТЭКа, то получится такая картина:
- «Энергетическая стратегия РФ на период до 2030 г.». Утверждена распоряжением Правительства РФ №1715-р от 13.11.2009 – не выполнена, не подведены итоги, не обнародованы результаты, срок действия не закончился
- «Энергетическая стратегия РФ на период до 2035 года, утверждена распоряжением Правительства РФ №1525-р от 09.06.2020
- «Энергетическая стратегия РФ на период до 2050 года, утверждена распоряжением Правительства РФ №908-р от 12.04.2025
- «Стратегия национальной безопасности РФ». Утверждена Указом Президента РФ №683 от 31.12.2015
- «Государственная программа «Развитие энергетики». Утверждена Постановлением Правительства РФ №321 от 15.04.2014 г.
- Доктрина энергетической безопасности РФ. Утверждена Указом Президента РФ №216 от 13.05.2019
- «О национальных целях и стратегических задачах РФ на период до 2024 г» Утверждена Указом Президента РФ №204 от 07.05.2018
- Стратегия пространственного развития РФ до 2050 г. Утверждена Правительством РФ в октябре 2021 г.
Кроме этого, существуют многочисленные документы в виде концепций, территориальных схем, балансов и т.д.
Но большинство указанных документов не содержат обобщающих (сквозных) показателей, не имеют нормативного характера, различаются по горизонтали планирования. Это противоречит принципам сбалансированности системы стратегического планирования и планирования вообще.
В результате ни в одном документе не упоминается экспортно-сырьевая модель экономики в качестве стратегической угрозы. Но сегодняшняя реальность и результаты, которые были продемонстрированы, а также опыт прошедших десятилетий подтверждают, что это не так.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Без главенствующей роли государства на всех этапах целеполагания, планирования, сбалансированности ресурсов, утверждения механизмов достижения результатов, скоординированности всех сторон и участников, стимулирования процессов и контроля за исполнением, необходимого развития достичь невозможно. Уже и так потеряны десятилетия. Поэтому:
- Необходимо воссоздание эффективной структуры Министерства энергетики РФ.
- Создать плановый орган государственной власти, который бы (применительно к ТЭКу) скоординировал на основе долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планов все цели, задачи и программы развития с учетом:
- территориального размещения производительных сил;
- скоординированности производства и потребления;
- опережающих научных разработок;
- задач инновационного развития
- установления объективных и оптимальных тарифов и цен;
- опережающее развитие инфраструктуры, в т.ч. транспортной;
- координации геологоразведочных работ;
- координации долгосрочного финансирования и кредитования государственных программ;
- обновления основных фондов;
- жилищной и социальной политики в регионах;
- подготовки кадров;
- внешнеэкономической политики государства.
Все отраслевые министерства, отвечающие за выполнение утвержденных планов, должны получить полномочия контроля и управления достижением этих планов.
- Кроме того, учитывая назревшие проблемы, необходимо разработать и принять Экологический кодекс РФ
- Разработать и принять Федеральный закон «О вахтовом методе», т.к. в современных условиях это единственный способ решения задач в труднодоступных районах.
- Провести аудит всей реформы энергетики с привлечением Счетной Палаты России и других контрольно-надзорных структур России.
- Рассмотреть вопрос о деприватизации, национализации некоторых генерирующих компаний.
- Внести изменения в Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя №1034 от 18.11.2013 г. в части состава комиссии по вводу узла учета тепловой энергии, по оформлению акта об отпуске тепловой энергии теплоносителя за расчетный период с добавлением помимо существующих членов, представителей Ростехнадзора, органов местного самоуправления, регулирующих органов и общественности.