Документы /

Депутаты фракции КПРФ в Народном Хурале Калмыкии не поддержали законопроект о бюджете

Депу­таты фракции КРО КПРФ в Народ­ном Хурале – вице-спикер пар­ла­мента Николай Нуров и пред­се­да­тель коми­тета по зако­но­да­тель­ству, госу­дар­ствен­ному стро­и­тель­ству, мест­ному само­у­пра­в­ле­нию и проти­во­действию кор­руп­ции Петр Эрен­дже­нов приняли актив­ное участие в работе 25-й сессии зак­со­бра­ния региона, состо­яв­шейся 12 декабря.
  • Регион: Республика Калмыкия
  • Тип документа:

    Обычный

  • Источник первичной публикации: КПРФ
  • Источник получения документа: КПРФ
  • Дата публикации документа:

    13.12.2025

Пресс-служба КРО КПРФ

13 Декабря 2025, 08:51

Депутаты внесли поправки в бюджет текущего года и во втором, окончательном, чтении утвердили закон о бюджете  республики  на 2026 год и плановый период 2027 - 2028 годов. С докладами по законопроектам  выступил первый заместитель председателя правительства Калмыкии – министр финансов Очир Шургучеев. 

Вначале был утвержден проект закона о внесении изменений в республиканский бюджет на 2025 год. Его доходная часть увеличена на 1,5 млрд рублей. Рост обусловлен превышением ожидаемых поступлений от налоговых и неналоговых доходов, а также корректировкой объема безвозмездных поступлений из федерального бюджета.

Значительная часть дополнительных средств направлена на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, инвестиции в жилищно-коммунальное хозяйство и дорожную отрасль. Увеличены объемы государственной поддержки для сельхозтоваропроизводителей и субъектов малого и среднего бизнеса. Показатели на 2026 и 2027 годы остались без изменений. 

Комментируя законопроект, заслуженный экономист Российской Федерации Петр Эрендженов, много лет возглавлявший Контрольно-счетную палату РК и обычно оппонировавший чиновникам из министерств экономики и финансов, в этот раз отметил: «Правительство сделало качественный прогноз, поэтому по 2025 году вышли на хороший уровень».

Увеличены доходная и расходная части бюджета  республики и на предстоящую трехлетку. Доходы республиканского бюджета ко второму чтению на 2026 год определены в объеме 35 443 609,7 тыс. рублей, на 2027 год – 34 289 089,8 тыс. рублей, на 2028 год – 37 743 477,5 тыс. рублей. Расходы на 2026 год  в сумме 35 325 912,9 тыс. рублей, на 2027 год – 33 928 560,9 тыс. рублей, на 2028 год – 37 239 074,1 тыс. рублей.

Общий объем доходов и расходов по сравнению с первым чтением законопроекта  увеличился  опять же  благодаря безвозмездным поступлениям, предусмотренным  федеральным бюджетом в целях софинансирования расходных обязательств.  

Основные приоритеты расходной политики, по словам первого вице-премьера, сформированы с учетом безусловного выполнения социальных обязательств и реализации национальных программ  развития. К ним относятся сохранение уровня оплаты труда бюджетников, повышение МРОТ с 1 января 2026 года  до 27 093 рублей и индексация социальных выплат,  увеличение ассигнований на обязательное медицинское страхование неработающего населения. 

Республика  участвует в десяти  национальных проектах. В 2026 году на их реализацию предусмотрено 9 538,5 млн рублей (27% от всех проектных ассигнований);  наибольший объем средств направлен в проекты «Инфраструктура для жизни», «Молодежь и дети», «Семья».

Основной объем расходов (от 87,5% до 94,9%) сконцентрирован в 23 государственных программах. Более 75% этих средств направлены  на программы, призванные повысить качество жизни населения: развитие образования, здравоохранения, культуры, социальную поддержку, улучшение жилищных условий и благоустройство. В рамках поддержки отраслей экономики предусматривается также финансирование госпрограмм в сельском, дорожном  хозяйствах. 

Однако в «социально ориентированном  бюджете» в значительной степени будет недоставать средств на реализацию ряда социально значимых государственных программ. Заложенные  объемы финансирования  не соответствуют  предусмотренному в них ресурсному обеспечению и фактической потребности.  Это касается, в том числе,  важнейших направлений деятельности государства  - здравоохранения, образования,   ЖКХ,  социальной поддержки населения. 

Не предусмотрено в законе о бюджете необходимое  финансирование мероприятий по предоставлению земельных участков в Элисте льготным категориям граждан, обеспечению жильем детей-сирот, переселению проживающих в  признанных  аварийными многоквартирных  домах. 

При этом, несмотря на дополнительные доходы бюджета за счет снижения ставки налога по УСН, в республике не создаются новые производства, высокооплачиваемые рабочие места. А в результате систематического недофинансирования социально значимых программ в регионе сложилась тяжелейшая ситуация с нехваткой специалистов. 

Особенно болезненно ощущается эта проблема в здравоохранении и  образовании. В том числе в медучреждениях и школах столицы Калмыкии. Чтобы материально обеспечить свои семьи и закрыть кадровые прорехи врачам и учителям в Элисте приходится работать  на полторы-две ставки со всеми вытекающими отсюда последствиями. Об этом также говорилось на нынешней сессии Народного Хурала. 

Вице-спикер парламента Николай Нуров критически отозвался о практике повсеместного закрытия в районных больницах родильных отделений. «Можно было оставить хотя бы по одному отделению на два района, - поделился депутат. – Говорим об улучшении демографии, а условий соответствующих не создаем».

Представители фракции КРО КПРФ не поддержали законопроект о бюджете Республики Калмыкия на 2026 год и плановый период 2027 - 2028 годов. Однако большинством голосов закон был принят.

В ходе 25-й сессии депутаты рассмотрели и утвердили закон о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) на предстоящий трехлетний период  и поправки на текущий год.  Обсудили ряд актуальных проблем в «Разном». В завершение работы депутаты поздравили друг друга с Днем конституции и наступающим калмыцким праздником Зул.