День энергетика отмечается 22 декабря.
22.12.2025
Энергетика развивается сегодня в соответствии с «Энергетической стратегией России на период до 2050 года», которая была утверждена в апреле текущего года. Долгосрочные прогнозы и планы становятся сегодня правилом экономической политики в нашей стране.
А в такой важнейшей сфере экономики, как энергетика, без этого просто нельзя. Строительство гидростанций, атомных станций занимает как минимум два-три года, эксплуатируются они десятки лет, поэтому и планирование здесь должно быть не конъюнктурным, а долгосрочным. Научные исследования по разработке новых технологий в энергетике должны вестись не от случая к случаю, а непрерывно.
Начиная с известного плана ГОЭЛРО, который реализовывался в 1920-1930 годы, наша страна накопила большой опыт в создании всех видов энергетических объектов и создала надежную основу для снабжения электричеством и теплом как население, так и производственные предприятия. Кстати, план ГОЭЛРО был сконструирован еще при «царском режиме», но реализовался позднее.
Практически все виды энергетического оборудования, начиная от электродвигателей и заканчивая паровыми и газовыми турбинами различной мощности, производились в нашей стране вплоть до 1990-х годов. Но вновь пришли еще одни строители «светлого будущего» и почти ликвидировали энергетическое машиностроение. Сегодня более половины нужного оборудования для энергетики мы импортируем.
Восстановление идет, но малодоступные кредиты тормозят развитие не только энергетического машиностроения. Средства для строительства и для эксплуатации энергетических мощностей нужны значительные, поэтому без заемных финансов не обойтись, если действительно и быстро реализовывать политику импортозамещения в этой сфере, как, впрочем, и во всех других инфраструктурных областях экономики.
Многолетняя борьба Центробанка с инфляцией приводит к тому, что ежегодно тарифы на газ, тепло, электроэнергию возрастают на 10%. По всей вероятности, «опытные управленцы» путают и здесь причину со следствием. Дорогие проценты за кредит закладываются в цены, они и растут. К тому же производство при этом слабенько увеличивается или даже сокращается, спрос опережает предложение и цены опять увеличиваются. В такой «парадигме» находимся уже много лет.
Несмотря на развитие солнечной и ветровой энергетики базисом остаются первичные энергетические ресурсы. За последние 10 лет их потребление в мире выросло на 14%, нефть здесь составляет почти 40%, газ – 26%, уголь – 30%. Остальное, как видим, гораздо меньшее, ‒ альтернативные виды энергетики.
Дискуссий вокруг этого было много в последние годы, особенно на Западе. Там выделялись громадные инвестиции для развития солнечной и ветровой энергетики. Целая политическая компания была развернута по защите окружающей среды от вредных выбросов.
Потом, правда, оказалось, что болота выделяют больше вредных газов, чем даже тепловые станции. Помним, что и болота осушали, а затем восстанавливали. Когда политика диктует экономике свои малопродуманные правила, ничем хорошим это не заканчивается. Примеров и в нашей стране немало, даже применительно к энергетике. В СССР была создана единая энергетическая система, но затем кому-то понадобилось ее разделить. Теперь вновь речь идет о централизации.
Еще похожий пример, когда-то обобществляли собственность, потом отстаивали частную и стали уповать на фермеров вместо коллективных хозяйств. Теперь все настойчивее речь идет о развитии кооперации.
А в энергетике эта кооперация давно сложилась. «Россети» объединяют гидро, тепловые и атомные станции. Днем и ночью нагрузка разная на электросети, а в условиях России еще и десять часовых поясов, поэтому синхронизация потоков энергии должна быть очень выверенной и точной, как во времени, так и в пространстве. Вот если бы так синхронно работали все отрасли экономики, а не уповали на импорт каждый раз при нехватке своих машин и оборудования, то экономический суверенитет страны был бы более полным.
Россия занимает лидирующие позиции в мире по запасам нефти, газа, угля, урана, что позволяет с оптимизмом смотреть на развитие энергетики и всех экономики страны на многие десятилетия вперед.
Но и здесь есть свои ограничения. При текущем уровне потребления и экспорта обеспеченность запасами нефти составляет около 70 лет, газа ‒ 100 лет, угля – 500 лет. Поэтому долгосрочные перспективы развития энергетики связаны с газификацией угля и более всего – с атомной энергетикой, овладением термоядерного синтеза и повторным, практически бесконечным, использованием ядерного топлива.
Энергоресурсы прежде всего нужны нам самим, если думать не только о сегодняшнем дне, а о завтрашнем и послезавтрашнем, если хотим заботиться о будущих поколениях. Чтобы увеличить зарплаты, пенсии, все доходы населения нужен экономический рост. Когда, наконец, сможем значительно увеличить производство товаров и услуг, то быстро вырастут валовой продукт и доходы населения, то и энергоресурсов понадобится вдвое больше.
Не надо никаких сложных расчетов, чтобы понять, если хотим увеличивать доходы граждан и развивать свое производство, то надо постепенно сокращать экспорт нефти и газа, направлять их на развитие своей экономики. Торговать особого ума не надо, а вот производить качественные товары и в большом количестве, здесь требуется высококвалифицированное управление. Сегодня развитие нашей экономики идёт именно в этом направлении.
Национальная конкурентоспособность на мировых рынках будет совершенно разная в теплых странах и в нашей холодной стране. Если в теплых странах завод ставится на асфальт, а в нашей холодной стране ‒ фундамент почти два метра в глубину, тогда начальные капиталовложения, включая прокладку труб и коммуникаций (канализации, отопления, водопровода), возрастают почти на 50% по сравнению с затратами на производство аналогичной продукции в теплой стране.
Но к этим затратам надо еще добавить расходы на отопление: для средней полосы России доля отопления в объеме общих энергозатрат промышленности составляет три четверти. Энергоемкость российского валового продукта поэтому выше по сравнению с более тёплыми странами.
В теплых и небольших странах средний радиус перевозок энергоресурсов не превышает 500 км, а у нас всегда более 1000 км; из-за обширности территории и низкой плотности населения высоки транспортные издержки в цене товаров.
Наша промышленная и сельскохозяйственная продукция, аналогичная иностранной по потребительским характеристикам, оказывается выше по себестоимости и при реализации по «мировым ценам» приносит гораздо меньше прибыли.
Наши предприятия обрабатывающей промышленности оказываются невыгодным объектом для привлечения капиталовложений из-за рубежа, да и для отечественных инвесторов привлекательнее иностранные рынки капитала.
Отсюда – необходимость более целенаправленного государственного регулирования экономики, включая ценообразование. Главное условие конкурентоспособности России – более низкие цены на энергоресурсы. Поэтому эффективная реализация долгосрочной стратегии развития энергетики определяет перспективы экономики и социальной сферы нашей страны.
М.Н. Сидоров