Правительство внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект о федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. «Проект бюджета свёрстан на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития. Он подразумевает переход к уверенному росту экономики в 2024 году на уровне выше 2%, - сообщается в тексте документа.
Проект бюджета комментирует депутат Госдумы от Иркутской области, первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам, член фракции КПРФ Михаил Викторович Щапов:
Изучаем бюджет страны на 2025-2027 г.г. Правительство внесло его в Государственную думу в понедельник и наша задача внимательно отсмотреть документ, чтобы интересы избирателей остались в приоритете.
Для начала главные цифры.
Доходы.
По прогнозу доходы на 2025 год составят 40,3 трлн рублей, на 2026 год — 41,8 трлн рублей, на 2027 год — 43,1 трлн рублей.
Расходы.
Планируется, что расходы бюджета составят 41,5 трлн в 2025 году, 44 трлн в 2026 году и 45,9 трлн рублей в 2027 году.
Что важно.
Несмотря на санкции, бюджет растет, а защищенные социальные расходы - льготы, пенсии, поддержка людей - не снижаются. Этот параметр на нашем жестком контроле.
Один из главных факторов формирования доходной части бюджета — это цена на нефть марки Urals. Этот вопрос волнует не только Минфин, но и десятки миллионов наших сограждан. Доходы от нефтегаза все еще занимают значительную часть бюджета. Прогноз Правительства предполагает, что в 2025 году стоимость барреля нефти останется на уровне 2024 года – 70 долларов. Это хороший, хотя и консервативный прогноз. Цена может подняться и выше. Но тут важно понимать, что ситуация крайне неопределенная и важно сводить бюджет даже в самых неблагоприятных условиях, чтобы люди продолжали получать все выплаты.
Вместе с тем обозначу и проблему. Если доходы от нефти и газа останутся на уровне 2024 года, при условии растущих субсидий для нефтеперерабатывающей промышленности, то реальные поступления в бюджет от этой отрасли будут уменьшаться. Кроме того, снизится доходная часть от налога на добычу природных ископаемых. То есть, государство и мы, депутаты, должны постоянно искать новые источники доходов - это наша постоянная работа.
Один из важнейших факторов — прогноз параметров социально-экономического развития.
В первую очередь важно отметить: по прогнозам, доля нефтегазовых доходов снизится с 31% до 27%. О важности цен на нефть я рассказывал вам в прошлом посте. То, чего мы требовали многие годы — снижать зависимость от нефтегаза — наконец-то происходит. Правда, для этого пришлось получить все санкции мира.
Теперь посмотрим на другие параметры:
Ожидается снижение инфляции: на 2025 год — 4,5%, на 2026 и 2027 годы — 4%. Тем не менее, даже в ЦБ признают, что эти цифры несколько оптимистичны. Мы уже давно наблюдаем такие прогнозы, но в реальности всё совсем иначе. В нынешней неопределённой ситуации на них равняться не стоит, к тому же реальный рост цен на полках наших магазинов говорит красноречивее любых данных, измеряемых Росстатом.
Отдельно скажу про ставку ЦБ и бюджет. Центробанк в очередной раз планирует поднять ключевую ставку до 20%. Мы по многим причинам выступаем против этого. Одна из них: проблемы для бюджета. Как сообщают мне с мест, уже не первый год из-за этого у регионов возникают сложности со строительством в рамках реализации нацпроектов. Субъекты закладывают суммы на финансирование под прогнозную ставку ЦБ, получают деньги из бюджета, а ставка повышается. В итоге им не хватает денег. При этом регионы уже законтрактованы и теряют подрядчиков, сроки горят, стройка стоит, объекты рискуют стать долгостроями. Так что и здесь политика ЦБ нам дорого обходится.
Рост ВВП на следующий год заложен на уровне 2,5%. В 2023 году фактический рост ВВП составил 3,6%, в этом году ожидается цифра в 3,9%. Напомню, что при принятии бюджета в прошлом году планируемый ВВП на 2024 год составлял 2,3%. Поэтому будет хорошо, если, с учетом инфляции, санкций и, в целом, нестабильной ситуации, удастся выйти на эти показатели.
Курс доллара будет расти: 96,5 рублей в 2025 году против 91,2 рублей в этом году. В Минэкономразвития полагают, что с точки зрения экспорта это будет даже выгодно российскому бюджету. На деле всё несколько сложнее. Мы до сих пор много оборудования и товаров закупаем за рубежом, а значит, дорожающий доллар ударит по кошелькам граждан. Однако имеем то, что имеем. По прогнозу Правительства ожидается сжатие экспорта, которое уже наблюдается в нефтегазовой отрасли, и при этом — восстановление импорта продукции. Однако вторичные санкции наших врагов усложняют возможности импорта, что в очередной раз ставит вопрос о развитии собственных производств и осуществлении реального импортозамещения. И тогда разница стоимости валют не будет играть такой серьёзной роли.
Важно, что текущая нестабильная мировая экономика и сложная геополитическая обстановка не смогли сломать экономику страны.
Продолжается рост поддержки и развития по всем социальным направлениям: демография, здравоохранение, образование, культура и другие.
Все три следующих года бюджет будет дефицитным. Обычно разницу между доходами и расходами покрывают за счет заимствований и средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).
На сегодняшний день ФНБ формируется, в основном, из двух источников:
- дополнительные нефтегазовые доходы в порядке, определённом Правительством, идут в Фонд (НДПИ, пошлины на экспорт нефти и газа, акцизы);
- доходы от управления средствами ФНБ, которые размещены в разных финансовых активах. Например, Фонд владеет 50% акций Сбербанка, активно покупается иностранная валюта (больше всего юани), а также его средства вкладывают в различные инфраструктурные проекты внутри страны.
На 2024 год объем ФНБ составляет 11,9 трлн рублей. Прогнозы на ближайшие три года следующие: в 2025 году – 11,1 трлн рублей, в 2026 – 13 трлн рублей, в 2027 – 14,9 трлн рублей.
И здесь важно понимать, что рост этих цифр вовсе не означает пополнение Фонда на обозначенные суммы. Если вспомнить про то, что средства ФНБ активно используют в покупке акций и валюты, то вывод напрашивается сам собой – в Правительстве ожидают, что акции Сбербанка, цена юаня и другие активы, от которых зависит объём фонда, будут расти в стоимости.
А вот прогноз поступлений в ФНБ за счет нефтегаза может показать ожидания по поступлению доходов от нефтегазовой отрасли в целом: в 2025 – 1,56 трлн рублей, в 2026 – 1,81 трлн рублей, в 2027 – 1,23 трлн рублей. Это хороший объем для пополнения ФНБ.
Важный факт. В новом проекте бюджета использование Фонда на покрытие дефицита практически не планируется. На 2025 год цифра символическая - 0,6 млрд рублей. А вот на 2026 и 2027 годы напротив этой графы стоит гордый 0. Это значит, что дальше Правительство рассчитывает покрывать расходы не из средств Фонда, а за счет денежных займов. И здесь есть большой вопрос о возможности обеспечения этих займов, так как на данный момент мы не можем занять средства на внешних рынках.
Следовательно, эти деньги придётся заимствовать у своих банков (ВТБ, Сбербанк и т.д.), а это сильно отразится на росте госдолга нашей страны и его обслуживании, о чем мы поговорим в следующем посте.
Главное. Мы с самого начала последовательно критиковали идею ФНБ. Да, "кубышка" нужна. Но "морозить" больше 10 трлн рублей, которые сейчас как воздух нужны экономике - слишком большая роскошь. Мы считаем, что практику дальнейшего пополнения Фонда за счет нефтегазовых доходов нужно прекратить, а сами доходы направлять в экономику и промышленность, на льготы и поддержку наиболее незащищенным слоям населения. Требовали этого и будем продолжать требовать.