Kprf.ru.
2025-02-19 16:09
Лавров С. В., Министр иностранных дел Российской Федерации:
- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Рад очередной возможности выступить перед вами в рамках "правительственного часа". И хотел бы сразу подчеркнуть, что мы дорожим отношениями между дипломатами и законодателями, отношениями профессиональными, товарищескими, которые позволяют плодотворно обмениваться мнениями по тем вопросам, которыми занимается Министерство иностранных дел. Для нас большая выгода от того, что вы общаетесь регулярно со своими избирателями и чувствуете, какие темы внешнеполитического характера их волнуют.
Главной задачей нашей дипломатической службы было и остаётся, как закреплено во всех версиях Концепции внешней политики, включая последнюю, мартовскую 2023 года, содействие созданию безопасных, благоприятных внешних условий для обеспечения поступательного развития нашей страны, её экономического и технологического суверенитета, повышение благосостояния и качества жизни россиян.
Обсуждение всех насущных вопросов с депутатами Госдумы мы начали 6 февраля, когда меня пригласили на совместное заседание трёх комитетов. Неформально, подробно "сверили часы" по отдельным аспектам внешнеполитической деятельности, международной обстановки. И сегодня у нас продолжение уже в общем, полном составе Государственной Думы разговора в рамках "правительственного часа". И хотел бы сказать сразу, что мы заранее получили от многих присутствующих вопросы о нашей деятельности, мы за это признательны и подготовили и передали несколько дней назад такой объёмный сборник наших ответов в дополнение к тем, которые прозвучат сегодня здесь непосредственно.
Я не буду долго говорить о том, как мы действуем на международной арене. У нас задачи поставлены президентом, он неоднократно их подробно излагал, в том числе на недавней большой пресс-конференции по итогам года и в многочисленных своих интервью.
Скажу вещь, которая для нас является главной: ключевым движением на нынешнем этапе мирового развития остаётся движение к многополярному миропорядку. Этот процесс исторический по своим масштабам и связан он с объективными тенденциями появления на карте мира новых центров силы из числа стран, как мы говорим, мирового большинства. Многие из них добиваются впечатляющих успехов в различных областях (прежде всего в экономике, в социальной сфере) и проводят национально-ориентированный внешнеполитический курс, берут на себя всё больше ответственности за положение дел в своих регионах.
Наши партнёры на глобальном юге и востоке представляют самобытные цивилизации, культуры и религии, входят в самые разные интеграционные объединения, но всех их объединяет стремление к поступательному мирному развитию без внешнего диктата, без внешнего давления. Как и мы, они выступают за демократизацию международной жизни, уважение естественного права народов самим определять свою судьбу.
Формируется общность подобных государств в различных форматах, что проявляется в укреплении таких механизмов сотрудничества, механизмов нового типа как БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества. Безусловно, это очень позитивная тенденция с нашей точки зрения.
Одновременно констатируем, что страны коллективного Запада хотя на словах уже начали соглашаться с многополярными реалиями, на деле по- прежнему стремятся обеспечить себе привилегированное положение, сохранить остатки былого доминирования. На Западе пока не готовы рассматривать и применять принципы Устава ООН во всей их совокупности и взаимосвязи, требуют... трактуют этот базовый документ международного права сугубо выборочно, выдёргивая из него нужные им на данный исторический момент элементы и игнорируя остальные.
Например, в случае с Украиной выпячивают уважение суверенитета и территориальной целостности, а при этом задвигают на второй план такие краеугольные принципы устава как право народов на самоопределение и необходимость уважать права человека и основные свободы всех людей без различия расы, пола, языка и религии.
Кстати, именно эти фундаментальные положения попирали колонизаторы. И их никогда не соблюдал неонацистский киевский режим при попустительстве своих внешних покровителей. У нас нет сомнения, за кем будущее в международных делах. Налицо объективно сложившийся разлом, где по одну сторону оказалось прогрессивное мировое большинство, а по другую - коллективный Запад, который сейчас, как вы можете наблюдать ежедневно, не может сплотить свои ряды и не может отказаться от этих эгоистичных привычек, которыми он руководствовался в течение, наверное, пяти столетий, когда правил всем миром.
Мы убеждены, что не может быть разумной альтернативы нашему внешнеполитическому курсу, утвержденному главой государства, он опирается на национальные интересы. Россия всегда была и остается открытой к равноправному, уважительному сотрудничеству со всеми, кто готов работать с нами на основе честного баланса интересов будь то в форме безопасности, политики, в сфере безопасности, политики, экономики, культуры, контактов между людьми всегда мы будем готовы разговаривать взаимоуважительно с любой страной. (Аплодисменты.)
В числе наших региональных приоритетов укрепление пояса добрососедства путем последовательной интеграции со странами ближайшего зарубежья, нашими соседями и поддержания стабильности в Большой Евразии. Эту задачу мы решаем как на основе двусторонних связей с соответствующими государствами, так и в рамках таких структур, как ОДКБ, СНГ, Евразийский экономический союз, ШОС и других многосторонних структур.
Еще один важный формат, который охватывает наши связи с партнерами в Центральной Азии, - это "пять плюс один" и в этом же ряду каспийская "пятерка", куда входят Россия, Азербайджан, Иран, Казахстан, Туркменистан.
14 июня прошлого года президент, выступая в МИДе, выдвинул стратегическую инициативу создания архитектуры евразийской безопасности на смену обанкротившейся евроатлантической модели.
Евразийская архитектура будет открыта для всех государств, объединений всего нашего континента - Большой Евразии, включая её европейскую часть, это было подчёркнуто особо. Мы считаем, что все должны иметь возможность внести свой вклад в благополучие нашего общего, единого континента, самого большого, самого населённого и, наверное, наиболее перспективного с точки зрения экономического развития.
В Африке есть Африканский союз, объединяющий все страны Африки, в Латинской Америке есть сообщество латиноамериканских и карибских государств, тоже общеконтинентальная организация. А в Евразии такой организации нет. Есть ОБСЕ, которая построена на основе евроатлантической концепции, есть многочисленные структуры субрегиональные, которые я перечислил, и АСЕАН тоже есть, есть Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Много объединений, но вот единого форума, где все страны континента, естественно соседствуя друг с другом, были бы представлены, не существует.
Мы поэтому вот будем продвигать концепцию, о которой сказал президент. Начали уже эту работу, заключили... заключаем договоры новые с нашими соседями и развиваем связи с их объединениями.
Ну в этом ряду, наверное, я первым делом упомяну межгосударственный договор о гарантиях безопасности России и Белоруссии, договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве с Корейской Народно-Демократической Республикой и в этом же русле наше взаимодействие в военно-политических многосторонних объединениях, прежде всего Организация Договора о коллективной безопасности, Шанхайская организация сотрудничества и все конструктивно настроенные государства Евразии, всегда будем рады их видеть. Недавно тоже заключили соответствующий договор о всеобъемлющем партнёрстве с Ираном.
И совместно с белорусскими друзьями, которые уже два года подряд созывали конференцию в Минске по евразийской безопасности, мы сейчас готовим, подготовили, собственно, проект Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке, которая должна заложить нормативный фундамент вот новой геополитической реальности на нашем континенте и на очередной III Минской конференции по евробезопасности этот документ будет представлен.
Из стран новых направлений я упомянул Белоруссию, конечно, это наш приоритет в контексте строительства Союзного государства, оборонительного альянса, упрочения координации на международной арене.
Продолжают углубляться и развиваются по восходящей отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия с Китаем, которые, по оценке наших руководителей, не раз подтверждавшиеся, находятся на беспрецедентно высоком уровне и, в общем-то, превосходят по своему содержанию любые классические в прежние годы союзы.
В этом году ожидаем дальнейшее развитие совместной дипломатии с Китайской Народной Республикой, в том числе на высшем уровне. Председатель Си Цзиньпин приурочит свой очередной визит в Москву к торжественным мероприятиям в честь Победы в Великой Отечественной войне 9 мая. А Президент Путин посетит Китай в привязке к 80-й годовщине Победы над японским милитаризмом и окончания Второй мировой войны в конце августа - в начале сентября.
Поступательно развиваются отношения особо привилегированного стратегического партнерства с Индией в рамках возобновления практики обмена ежегодными визитами на высшем уровне. Премьер Нарендра Моди в прошлом году посетил Москву, и состоялись переговоры, которые вылились в новый пакет решений, и мы сейчас работаем над их реализацией.
Интенсивный политический диалог поддерживается со всеми членами ОДКБ, ЕврАзЭС, СНГ, Ираном, Турцией, Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами, всех не перечислить. На всех континентах у нас много постоянных партнеров, с целым рядом из которых отношения уже вышли на уровень стратегического партнерства.
Существенно укрепилось российско-африканское взаимодействие. В ноябре прошлого года с успехом прошла первая в истории министерская конференция форума партнёрства Россия - Африка.
Она проводилась по решению второго саммита "Россия - Африка", который состоялся в Петербурге в 2023 году, и как я уже сказал, была весьма результативной.
Совместно с африканскими друзьями продолжаем работать над практической реализацией договоренностей и обоих саммитов "Россия - Африка" и нашей министерской конференции.
Трудимся над раскрытием обширного потенциала нашего сотрудничества с Африкой, которое (сотрудничество) достаточно продолжительный период после распада Советского Союза было не то, что приостановлено, но существенно сократилось. У нас были другие приоритеты, но сейчас мы возвращаемся к тому, чтобы по заслугам оценить наших африканских друзей, так же как они оценивают наш вклад в освобождение от колониального гнёта. Поэтому перспективы у нас весьма и весьма хорошие и надо их максимально активно и без задержки использовать.
Отдельно хотел бы остановиться на наших усилиях в ООН. В прошлом году мы дали старт стратегически важному, рассчитанному на перспективу антинеоколониальному проекту. В его рамках "ЕДИНАЯ РОССИЯ" при поддержке других парламентских партий выступила инициатором создания международного движения сторонников борьбы с современными практиками неоколониализма "За свободу наций!". В свою очередь МИД обеспечил в декабре прошлого года (два месяца назад) принятие резолюции Генеральной Ассамблеи, которая называется "Искоренение колониализма во всех его формах и проявлениях".
Ну и следующим шагом должно стать принятие решения, мы такое предложение внесли, о том, чтобы объявить 14 декабря 1960 года (это дата принятия Декларации о предоставлении независимости колониальным народам) объявить этот день Международным днем борьбы с колониализмом.
Используем площадку ООН для продвижения коллективных подходов к обеспечению биологической и информационной безопасности.
Важным успехом стало согласование в ООН по инициативе России первого в истории международного договора против киберпреступности. Соответствующая конвенция согласована и открывается к подписанию в июле этого года во Вьетнаме.
Отдельно выделю нашу работу в рамках БРИКС, который превратился в центр согласования интересов ведущих стран мирового большинства, одну из несущих опор многополярного миропорядка.
Мы председательствовали в БРИКС в прошлом году. Считаю, что цели, которые мы поставили в своей программе, когда заступали на этот пост, были достигнуты. В Казанском саммите приняли участие 35 государств шести многосторонних организаций, включая ООН. И в ходе нашей вахты согласовано решение очень важное о приеме в полноправные участники БРИКС Индонезии, крупнейшей мусульманской страны и одного из лидеров Движения неприсоединения и "Группы 77".
Конечно, важным очень было решение об учреждении категории партнеров объединения. Их уже с десяток. Я имею в виду те страны, которые подтвердили свое желание стать партнерами БРИКС.
Достигнута, безусловно, важная договоренность о том, чтобы развивать сотрудничество на всех направлениях, в том числе в финансово - экономической области, что принципиально значимо для становления многополярного мира.
На схожих принципах работает Шанхайская организация сотрудничества. Ее мы рассматриваем в качестве прочной материальной базы той самой архитектуры безопасности, равной и неделимой, которая формируется в Евразии.
Из других многосторонних площадок отмечу "Группу 20". Заседания министров иностранных дел в этом формате состоятся буквально завтра и послезавтра в южноафриканском Йоханнесбурге в "двадцатке" совместно с единомышленниками по БРИКС и из других государств Глобального Юга. Нам удается купировать попытки Запада украинизировать повестку дня, навязать дискриминационные решения в области экономики, финансов, торговли и климата. И в целом необходимо эту площадку и дальше использовать, чтобы приучать наших западных коллег к взаимоуважительной совместной работе, а не к навязыванию своих односторонних подходов и рецептов.
Серьёзное внимание уделяем культурно-гуманитарной общественной дипломатии. В прошлом году в нашей стране с успехом прошёл Всемирный фестиваль молодёжи, состоялся первый международный мультиспортивный турнир "Игры будущего", проведены Спортивные игры БРИКС, а на сентябрь этого года у нас в Подмосковье запланировано проведение первого международного песенного конкурса "Интервидение", участие в котором подтвердили многие государства Азии, Африки и Латинской Америки. Рассчитываем, что это будет крупное культурное событие мирового уровня.
В фокусе постоянного внимания министерства защита и продвижение позиций русского языка за рубежом. Имеем в виду по максимуму задействовать потенциал Международной организации по русскому языку, которая создаётся по инициативе Президента Казахстана Касым-Жомарта Кемелевича Токаева под эгидой Содружества Независимых Государств, но, это особо записано в её уставе, открытой для всех стран мира. Надеемся, что все необходимые для полноценного запуска этой структуры процедуры будут завершены до конца года.
Отмечу также среди важнейших приоритетов защиту традиционных духовно-нравственных ценностей, общих для всех мировых религий и цивилизаций. Мы тесно взаимодействуем с Международным движением русофилов, которое объединяет представителей общественных кругов, политиков, деятелей культуры, бизнесменов из более чем 100 стран, которые расположены и на Востоке, и на Западе, и на Юге. И особое внимание уделяем соработничеству с Русской православной церковью, взаимодействию с исламскими, буддистскими и иудейскими объединениями приверженцев традиционных конфессий России.
Отстаиваем законные права наших граждан за рубежом, оказываем им помощь и поддержку. Подчёркиваем на постоянной основе, что своих не бросаем ни в каких ситуациях. Работаем с организациями наших соотечественников, которые сохраняют культурные, языковые, духовные связи с исторической Родиной. Многим из них крайне непросто выживать в условиях разнузданной русофобии, которая развернулась на Западе.
В прошлом году по указанию президента стартовал важный проект привлечения в Россию всех людей, исповедующих традиционные ценности и испытывающих гонения со стороны властей стран своего нынешнего пребывания. Наше министерство, посольства, консульства активно включились в реализацию этого начинания.
Стараемся прицельно использовать дипломатический инструментарий для содействия российскому бизнесу в интересах выработки с зарубежными партнёрами неподконтрольных нелегитимному внешнему давлению механизмов финансовых расчётов, транспортно-логистических цепочек.
Уважаемые коллеги, нынешний год проходит под знаком 80-летия Великой Победы и 80-летия создания Организации Объединённых Наций. Поэтому мы будем уделять постоянное внимание, как мы это делали и в прошлые годы, объединению международных усилий по противодействию любым проявлениям неонацизма, русофобии и другим формам расовой и религиозной нетерпимости.
Беспокоит необузданный рост таких проявлений на территориях, подконтрольных киевскому режиму, в прибалтийских и целом ряде других стран Евросоюза, в Канаде, где осела многомиллионная диаспора гитлеровских коллаборационистов. Обнадёживает, что нашу непримиримую позицию против возрождения нацизма разделяет подавляющая часть мирового сообщества, что наглядно продемонстрировало принятие в декабре прошлого года на Генеральной Ассамблее российской резолюции о борьбе с героизацией нацизма.
При подготовке внешнеполитического сопровождения и других торжественных мероприятий, посвящённых Великой Победе, будем тесно координировать шаги с друзьями из СНГ. Нынешний год объявлен в Содружестве Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне и Годом мира и единства в борьбе с нацизмом. Добиваемся признания преступлений немецко-фашистских захватчиков и их пособников геноцидом народов Советского Союза, будем, конечно же, в этих вопросах, как и во всех остальных, рассчитывать на тесное взаимодействие с Федеральным Собранием.
С темой победы над нацизмом неразрывно связана задача достижения целей специальной военной операции. Совместно с нашими коллегами в парламенте показываем мировому сообществу безальтернативность искоренения первопричин украинского кризиса. Этот важнейший момент президент Путин особо подчеркнул в своём телефонном разговоре 12 февраля с президентом Трампом. И вчера мы уделили именно этой теме особое внимание в ходе встречи Министра иностранных дел с Госсекретарём Соединённых Штатов с участием помощников по вопросам внешней политики и национальной безопасности.
Подчеркну, что, прежде всего, как мы, в общем-то, разъясняли очень подробно вчера, речь идёт об устранении угроз безопасности России, которые долгие годы создавались путём втягивания Украины в НАТО, и о необходимости самым жёстким образом пресечь действия киевского режима по истреблению всего, что связано с Россией, с русской культурой, русским миром и языка, средств массовой информации, истребление канонической Украинской православной церкви.
Задачи, которые поставлены перед МИД президентом, масштабные, мы продолжим делать всё необходимое для их успешного выполнения, для того чтобы организационная структура нашей внешнеполитической службы активнее и быстрее адаптировалась к современным требованиям. Мы перебрасываем кадровые ресурсы на наиболее востребованные и горячие внешнеполитические участки, прежде всего, это в странах Африки и других странах мирового большинства, создали новое подразделение - Второй африканский департамент, расширяем дипломатическое присутствие в странах СНГ, как я уже сказал, и в странах Азии и Латинской Америки. В Африке открыто уже три новых посольства, ещё семь планируется открыть за предстоящие два года. Работа эта поставлена на системную основу, и она будет последовательно продолжаться.
Утверждённая президентом внешнеполитическая линия, хочу это особо подчеркнуть в заключение, носит долгосрочный стратегический характер, она не подтверждена внутриполитической конъюнктуре, не зависит от капризов наших недоброжелателей, пользуется, как мы убеждаемся, не раз убеждались, широкой поддержкой наших ведущих политических сил, которые представлены в Государственной Думе, за что мы вам искренне признательны, и ощущаем через вашу поддержку и поддержку наших граждан. Мы это очень хорошо чувствуем, мы высоко ценим, и это не высокие слова, на самом деле это придаёт нам дополнительных сил и энергии.
Хотел бы поблагодарить ещё раз за сотрудничество, за товарищескую помощь и подтвердить нашу готовность работать в таком ключе и в будущем.
Спасибо.
Калашников Л. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, фракция КПРФ:
- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы действительно по-деловому рассмотрели на заседании трех комитетов все вопросы, связанные с межпарламентским нашим взаимодействием с МИДом, они находятся на очень хорошем уровне.
И вот скажу только два слова, понимая, что сегодня повестка прикована к министру, к его визиту и она выразится, конечно, в ваших вопросах, но скажу, как наш комитет взаимодействует только на трех направлениях.
Первое - двусторонняя повестка, часть которой вы вчера видели в этом зале. Мы ратифицировали с вами соглашение о гарантиях безопасности с Белоруссией, о которых министр говорил на этой трибуне сегодня. Какие гарантии? В том числе и ядерные гарантии, и мы вчера с вами с удовольствием проголосовали за этот законопроект.
Конечно, по-разному себя в двусторонней повестке ведут страны, с которыми мы работаем, но тем интереснее ситуация и тем интереснее эта ситуация высвечивает эти страны. Они у нас всё-таки в приоритете, как сказал министр, страны СНГ прежде всего, от юга до Молдовы ведут себя по- разному, но, во всяком случае, мы реагируем на это как следует.
Многосторонняя повестка тоже очень интересная, о ней говорил министр здесь, по ОДКБ, касаясь или Евразийского экономического союза, или же Союзного государства России и Белоруссии, и здесь, в общем, мы нашли очень эффективное себе взаимодействие. Никогда министерство не отказывает нам в помощи, если такая помощь по нашей парламентской линии требуется.
И очень интересный вопрос, который касается соотечественников и гражданства. Вот Вячеслав Викторович сказал: по-разному можно оценивать министерства. Мы их по-разному с вами оцениваем здесь, критикуем иногда, жёстко довольно-таки. Скажу, вот с министерством у нас выстроено взаимодействие по этой линии не только с министерством только один на один, но и с комиссией по соотечественникам межведомственной, которую создал президент и которую возглавляет Сергей Викторович.
Законопроекты, которые мы с вами здесь принимаем, они очень сложные, особенно вот в этой сфере, и иногда приходится преодолевать множество препятствий, в том числе эти препятствия чаще всего ведомственные, в разных ведомствах. Но должен сказать, что в МИДе мы всегда встречаем взаимопонимание.
Мы вот здесь, на этой трибуне на одном из "правительственных часов", Сергей Викторович поддержал моё предложение тогда о том, чтобы давать украинцам, ну сначала ДНР и ЛНР гражданство, чтобы они не сдавали своё украинское. Куда они побегут во время войны, которая тогда ещё до 2014¬го... до 2022 года существовала на их территории? И его поддержка помогла нам этот закон провести. Потом для всей Украины, потом для всего мира.
Ещё один законопроект, который болтался практически восемь лет, а именно предоставление гражданства от смешенных браков.
И вот здесь тоже препятствие, которое мы никак не могли преодолеть, помог нам преодолеть наш министр, он прямо взялся за этот законопроект и прямо помогал нам в нашей работе.
Законопроект, который превратился совсем недавно в закон и в Указ президента "О репатриации граждан", я являюсь автором одного из этих законопроектов. И должен вас поблагодарить, Сергей Викторович, именно ваша деятельность помогла нам ввести, наконец-то, за 30 лет термин "репатриант" - русские, приезжайте сюда, а потом мы приняли и этот закон, здесь в этих стенах, о котором говорил Сергей Викторович.
Сейчас, мы только что с ним обсуждали на прошлой неделе законопроект, который позволит детям наших граждан, которые обучаются за рубежом, соотечественникам, они же не сдают ЕГЭ, единый госэкзамен... Как им учиться дальше здесь? Как убрать эти препятствия? Понятие "соотечественник", которое мы часто здесь с вами обсуждаем, наверняка, этот вопрос будет сегодня в пакете о том, а кого считать соотечественником?
И этот законопроект, вернее, несколько таких законопроектов находятся в сфере нашего с Сергеем Викторовичем внимания и с министерством в целом. Должен сказать, вот по-человечески скажу, ни один звонок, если не может сразу на него министр ответить, не остается без ответа. Он даже, если он находится где-то, он даже оттуда, из-за границы обязательно позвонит, поговорит, отреагирует, точно также ведет себя и министерство, его заместители.
Я хочу отдельно еще вас поблагодарить за эту работу. Спасибо вам. Мы всегда будем рядом и вместе, надеюсь, будем и дальше проводить эту эффективную, очень многотрудную деятельность. Спасибо. (Аплодисменты.)
Новиков Д. Г., фракция КПРФ:
- Уважаемый Сергей Викторович, от команды Дональда Трампа исходит довольно много новостей, есть крайне любопытная, внедряя запреты в сфере миграции, Трамп вдруг приглашает в США белое население Южно-Африканской Республики, обещает самые благоприятные условия. Кстати, можно вспомнить и о преференциях властей США для кубинских мигрантов, десятки лет Вашингтон видит в этом способ возбуждать недовольство внутри Кубы.
Не наступает ли и для России время гибче использовать миграционное регулирование для реализации наших национальных интересов?
Какова позиция МИДа и ваше мнение?
При этом посольства России призваны владеть полнотой информации о процессах в стране пребывания, здесь и экономика, и политика, и культура и та же миграция. Козыревская линия привела к урезанию штатов и даже закрытию посольств в ряде стран.
Каковы перспективы нормализации работы загранучреждений России в США, учитывая ваш визит в Эр-Рияд, и есть ли планы расширить число наших дипломатических работников в странах Азии, Африка, Латинской... (Микрофон отключён.)
Лавров С. В.:
- Как вы знаете, в октябре прошлого года был принят перечень поручений президента об оптимизации процедур, связанных с трудовой миграцией из стран ближнего зарубежья. МИД является одним из соисполнителей, но ведущую роль там головные ведомства, прежде всего, МВД и его департамент, занимающийся миграционными вопросами.
Но мы исходим из того, что какое-либо ужесточение наших подходов к трудовым мигрантам из стран Центральной Азии и, прежде всего, Закавказья, других бывших республик, оно не будет способствовать нашим долгосрочным интересам.
Да, конечно, за порядком необходимо следить, много было нарушений зафиксировано по целому ряду направлений географических, откуда приезжают мигранты, но мы исходим из того, что надо ужесточать контроль за их поведением, но не ставить барьеры, тем более не вводить визовый режим.
Да, в сравнении с тем порядком, который существовал, сейчас принимаются дополнительные меры, но они именно нацелены на ужесточение контроля, а не на создание преград для трудовой миграции.
Мы специально провели несколько встреч с послами стран, членов Евразийского экономического сообщества, подробно ответили на их вопросы, объяснили логику, которой мы руководствуемся.
Действительно, в основополагающих документах о создании ЕврАзЭС записано, что граждане всех стран-членов союза имеют равные права, приезжай без всяких приглашений, не подтверждая, где ты будешь работать и так далее.
Но, наверное, это придется все-таки теперь конкретизировать. И приезд мигрантов должен контролироваться.
И соответствующие органы должны понимать, где находятся эти люди, которые приехали работать, кто предоставляет им работу и отвечает, соответственно, за их соблюдение законов Российской Федерации.
Я убежден, что можно всё это сделать, не устраивая каких-то искусственных препятствий в отношениях с нашими ближайшими союзниками.
И встречи, которые мы провели с послами стран ЕврАзЭС, показали, что они понимают эту ситуацию. Да, действительно законы у всех есть, но законы эволюционируют в соответствии с требованиями жизни.
Насчет посольств, да, я уже упомянул, что мы открываем дополнительные посольства, и департамент африканский создан второй. И до 2026 года планируется открытие посольств в Гамбии и Либерии, Коморах, в Нигере, Сьерра-Леоне, Того, Южном Судане. Семь посольств. Это достаточно серьезная цифра. Нам идут навстречу. Но мы изыскиваем и внутренние резервы, чтобы не слишком обращаться за помощью со стороны бюджета. И с коллегами из Минэкономразвития, из Минпромторга обсуждаем также увеличение количества торгпредств на африканской территории. Сейчас их только пять, а надо больше. Спасибо.
Харитонов Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики, фракция КПРФ:
- Уважаемый Сергей Викторович, Россия - ведущая арктическая держава. У России здесь самая протяженная береговая линия, самые большие неразведанные запасы природных ресурсов. В водах российских арктических морей проходит Северный морской путь - трасса, имеющая мировое значение. Демарш арктических государств во время председательства России в Арктическом совете не должен остаться без внимания, а заявления других стран о территориальных притязаниях в регионе, коалиция в вопросах обороны и безопасности побуждает нас занять более активную позицию.
Что планирует предпринять МИД в качестве ответных действий и для расширения сотрудничества в Арктике с дружественными странами, в том числе с ключевыми наблюдателями Арктического совета - Китаем, Индией, которые, кстати, недавно посетила наша делегация Государственной Думы во главе с Володиным? Спасибо.
Лавров С.В.:
- Ну вы, собственно, ответили на свой вопрос. Нам надо работать. Нам не надо вставать в позу обиженных, это ни к чему не приведёт. Мы не хотим никому причинять вреда, но и своего не отдадим. Мы самая крупная, как вы сказали, арктическая держава, у нас наиболее протяжённая береговая линия, наиболее развитая инфраструктура, которая составляет собой Северный морской путь, на который некоторые страны, входящие в Арктический совет так поглядывают с завистью. Это факт, который нам даёт очень сильные основания для продвижения своей позиции.
Президент, правительство уделяют огромное внимание дальнейшему обустройству Арктической зоны, делают всё, чтобы люди там жили комфортно и не нуждались ни в чём. И это стратегический ресурс нашей страны.
Что касается Арктического совета, нас никто оттуда не выгонял, это сделать невозможно. Да, действительно, когда мы были председателями, остальные семь стран, ну, наверное, они координировали свои вот эти вот позиции, тем более что при администрации Байдена и координировать не надо, сказано, и все послушались. Да, некоторый министерский уровень не был задействован, но некоторые технические, экспертные группы собирались, как они, собственно, собираются и сейчас, и работают вот в составе восьми государств.
Мне кажется, здесь самое главное делать своё дело, продвигать свои планы, реализовывать их. И остальные пускай наблюдают за тем, что мы, в общем-то, можем и в одиночку развивать свою территорию, свои воды не только территориальные, но и на шельфе, где у нас очень хорошие позиции в Комиссии ООН по континентальному шельфу с точки зрения одобрения наших заявок. Позиция очень сильная, и этому помогает наличие договоров, которые регулируют наши отношения территориальные, практически со всеми соседями у нас такие договоры существуют. Так что надо делать свое дело, и не будет другого выхода у наших партнеров по Арктическому совету, кроме как возобновить нормальное сотрудничество.
А тем временем, правильно, и Китай, и Индия заинтересованы в том, чтобы содействовать развитию Северного морского пути, признают нашу ведущую роль в Арктике, и мы будем продолжать сотрудничество с этими странами обязательно.
Тайсаев К. К., фракция КПРФ:
- Уважаемый Сергей Викторович, платформа "3+3" подразумевает сотрудничество России, Турции, Ирана, Азербайджана, Армении и Грузии в целях обеспечения мира и стабильности на Южном Кавказе. На нашей прошлой встрече вы подчеркнули перспективность данного формата. Изменения во внешнеполитическом курсе Грузии, которые происходят благодаря позиции нынешних грузинских властей, политических партий, таких как "Солидарность во имя мира", Коммунистическая партия Грузии, дают основания надеяться, что в будущем формат "3+3" заработает полноценно с участием Грузии.
Уважаемый Сергей Викторович, на парламентском уровне у нас налажены хорошие контракты со всеми государствами-участниками платформы. Как вы оцениваете идею создания межпарламентской комиссии в рамках формата "3+3" для создания дополнительных механизмов сотрудничества по линии парламентской дипломатии?
Спасибо.
Лавров С.В.
- Я с вами полностью согласен с точки зрения перспектив развития "3+3", действительно, инициатива, кстати, была совместно выдвинута президента Азербайджана и Турции, и поддержана президентом Путиным, и в 2021 году это было, с тех пор состоялось три встречи в формате "3+3", в том числе две на министерском уровне, последняя в октябре прошлого года в Турции, и с самого начала все согласились, что у нас именно формат "3+3", и что мы понимаем сомнения и нюансы позиции Грузии, но кресло для грузинских представителей всегда будет находиться в зале заседания этого формата, и это было подтверждено на последней встрече министров с Турцией, как я сказал, и там было принято решение, в общем-то, из этой консультационной платформы сделать, ну, такую более-менее структурированную организацию.
Подтвердили мы, кстати, по итогам той встречи мы подтвердили через коллег из этого формата грузинской стороне, что двери открыты, кресло стоит. Мы рассчитываем, что сегодняшняя власть в Грузии, которой... вот мы уже говорили сегодня о необходимости опираться на национальные интересы, именно так ведёт себя и грузинское руководство. А то, что "3+3" в интересах всех участников, здесь сомнений не вызывает. Кстати, это вызывало зависть, а не сомнения у предыдущей администрации США, которая пыталась взамен формата "3+3" продвигать формат "3+1", то есть 3 за кавказские страны и, естественно, люди Байдена, которые стали бы ими руководить.
Насчёт парламентского измерения, было бы очень полезно. Если вы с такой инициативой выступите, мы подкрепим по линии Министерства иностранных дел такой разговор. Это было бы очень, очень, очень полезно.
Лавров С. В.
- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, я не думаю, что необходимо делать какие-то продолжительные комментарии. Мне всегда приятно здесь находиться, всегда приятно слышать ваши вопросы, потому что они сформулированы профессионально и нацелены на содействие работе по многочисленным внешнеполитическим направлениям.
Я полностью разделяю то, что сейчас сказал Вячеслав Викторович. Благодарю коллег из международного комитета и комитета СНГ за добрые слова. Могу только ответить взаимностью. Мы очень ценим, что наши профессиональные отношения подкрепляются такой настоящей дружбой, по большому счету. Это помогает работать всегда. Но не мешает нам при исполнении профессиональных обязанностей руководствоваться принципиальными, а не какими-то личными интересами. Это очень нечасто встречающееся состояние взаимодействия, и мы будем его всячески укреплять.
Еще раз огромное спасибо.